Поднять паруса!

В октябре стартовала кругосветка «Volvo Ocean Race», одна из самых трудных и престижных регат нашего времени. Парусники, которые на протяжении девяти месяцев пройдут все океаны планеты, представляют собой вершину технической и дизайнерской мысли, направленной на то, чтобы выжать из ветра максимум скорости.
Volvo Ocean Race

ФОТО: Ugo Fonolla/Volvo Ocean Race

Прежде чем говорить о дизайне парусных яхт, которые участвуют в «Volvo Ocean Race», совершенно необходимо дать представление о самой регате – одной из самых экстремальных в мире. Она длится девять месяцев, за которые флот проходит пять океанов (включая Южный) и пять континентов. В гонке 2017–2018 годов маршрут будет самым протяженным: длина дистанции составит 46 000 морских миль (83 000 км), и понятно, что яхтсмены испытают на себе весь спектр погодных условий, от изнуряюще жарких тропических штилей до риска столкнуться с айсбергом в водах Антарктики. Но даже пересечь океаны для победы недостаточно, в каждом остановочном пункте – в этом сезоне их 12 – организаторы устраивают портовые гонки, по окончательной сумме очков, набранных в океанских этапах и в этих спринтерских турнирах, и присуждается победа. К слову, конкуренция среди стран и прибрежных городов, желающих принять у себя «Volvo Ocean Race», сравнима с борьбой за право проведения Олимпиады, ведь регата входит в пятерку крупнейших спортивных состязаний планеты: в гоночные деревни приезжают сотни тысяч зрителей со всего мира, трансляцию регаты ведут около 9000 компаний с теле аудиторией под 2 млрд человек. На старт первой кругосветки, которая состоялась в 1973 году и называлась тогда «Whitbread Ocean Race», вышел весьма разномастный флот, буквально кто на чем; яхтсмены брали с собой ящики с пивом и гитары. Далеко не все доходили до финиша, случались и человеческие потери.

Со временем авантюрное приключение эволюционировало в спорт высоких достижений. В 1990-х началась унификация яхт: специально для этой гонки стали разрабатывать модели единого класса. Единственной целью было выжать максимум скорости, поэтому ни о каком бытовом комфорте речи уже не шло, с собой брали, как в космос, только самое необходимое, какое уж тут пиво! Когда же в 1997 году права на регату выкупил шведский автоконцерн Volvo, в дизайне, технологиях, в самой командной работе гонки началась и вовсе принципиально другая эпоха. Здесь все стало супер: суперматериалы, супертехнологии, супероснащение. И разумеется, в экипажи стали набирать суперпрофессиональных яхтсменов, за плечами которых тысячи пройденных морских миль, тренинги по выживанию на море и даже психологическая спецподготовка. Не вдаваясь в подробное обсуждение всех моделей гоночных яхт Volvo, все-таки отметим, что с момента унификации флота их конструировали по «правилу коробочки» (box rule): в рамках заданных параметров по длине, ширине, высоте мачты, весу лодки разрешались любые инженерные ухищрения. Регата была соревнованием не только для яхтсменов, но и для конструкторских бюро. А также «битвой кошельков» – бюджеты самых богатых команд исчислялись десятками миллионов долларов.Volvo Ocean Race

Решение перейти на монотипы окончательно уравняло шансы команд и позволило в разы снизить затраты на флот. Начиная с прошлой гонки 2014–2015 годов в ней участвуют абсолютно идентичные парусники Volvo Ocean 65; цифровой индекс в названии модели означает длину по ватерлинии – 65 футов (19,8 м, длина корпуса 20,4 м, ширина 5,6 м). Студия Farr Yacht Design из США спроектировала их с учетом уроков нескольких предыдущих поколений яхт «Volvo Ocean Race», а постройка производилась консорциумом верфей в Великобритании, Франции, Италии и Швейцарии. Любопытный факт: точность сборки здесь требуется практически такая же, как на часовом заводе, на создание одной яхты уходит 36 000 человеко-часов. Для формирования корпуса используются новейшие материалы: углеволокно, Nomex, различные сэндвичевые оболочки. Разумеется, ультралегкие – водоизмещение лодки порожняком составляет всего 10 750 кг. Подводная часть тоже инновационная: по центру корпуса расположен качающийся киль с углом наклона +/–40°, ближе к бортам торчат два подъемных асимметричных шверта с отклонением по оси 3°. Столь сложная система позволяет яхте, во-первых, стабильно удерживаться на крене, а во-вторых, едва касаться при этом воды, или, в профессиональной формулировке, сводить к минимуму площадь смачиваемой поверхности, что дает выигрыш в скорости. 30-метровая мачта несет грот-парус площадью 151 м² и стационарный стаксель на закрутке 135 м². В комплекте есть и лавировочные паруса, которые ставятся в зависимости от силы и направления ветра. Размеры впечатляют – так, общая площадь парусности на полных курсах (грот и геннакер А3) составляет 550 м². Лодки могут поддерживать среднюю скорость около 21 узла, в пиковые моменты она достигает 35 узлов (почти 65 км/ч). Внутри обстановка спартанская. Спят яхтсмены «Volvo Ocean Race» на подвесных койках, по очереди. Питаются сублимированными продуктами, запас питьевой воды лимитирован. Вопросы гигиены решаются при помощи влажных салфеток. А вот на компьютерном оснащении не экономят. Яхты изначально строятся с учетом последних достижений в области видеотрансляций и спутниковой передачи данных, ведь в кругосветное плавание вместе с каждой командой уходит один репортер. Он фиксирует на фото и видео все, что происходит на борту, но помогать яхтсменам не имеет права. Репортажи транслируются в интернет, то есть за гонкой можно следить в онлайн-режиме, и, надо сказать, это в тысячу раз интереснее любых реалити-шоу, так как все испытания, технические аварии и человеческие драмы здесь не постановочные, а настоящие! «Volvo Ocean Race 2017–2018» стартовала в Аликанте 22 октября, финиш состоится в Гааге в конце июня. Но уже со следующей гонки организаторы собираются кардинально сменить флот на еще более скоростной и по сути сделать гонку еще экстремальнее. С 2019 года на океанских этапах кругосветки будут соревноваться монотипные однокорпусники на подводных крыльях разработки французского дизайнера Гийома Вердье, их длина составит 60 футов (18,29 м). Подводные крылья, за последние пять лет завоевавшие популярность в парусном мире – в нашем случае они будут представлять собой выдвигающийся из борта горизонтальный шверт с загнутым вверх концом, – приподнимают корпус из воды, снижая сопротивление и обеспечивая стабильное глиссирование даже на сильной волне. Скорость возрастает, но управление яхтой требует от спортсмена предельной концентрации. А при проведении гонок в порту команды будут пересаживаться на «летающие» катамараны длиной от 35 до 50 футов, также единого дизайна. Здесь будет использоваться ряд технологий, «обкатанных» на регате «America’s Cup», которая уже полностью перешла на «летающий» формат. При этом менять членов экипажа в зависимости от вида гонки нельзя, то есть участники «Volvo Ocean Raсе» должны стать настоящими многоборцами. Портовые гонки будут котироваться выше, чем в сегодняшних соревнованиях, где они играют роль тай-брейка. Победитель регаты получает не денежное вознаграждение, а переходящий серебряный кубок, на котором выгравированы имена всех лидеров этой культовой регаты начиная с 1973 года. Битва за трофей началась. А познакомиться воочию с шедеврами гоночного яхтенного дизайна может любой желающий, посетив в качестве гостя любой из 12 портов захода «Volvo Ocean Race».

 

О самых интересных выставках, концертах, аукционах и других значимых событиях из мира искусства читайте в MY WAY.

Текст: Виктория Струц

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ

ФОТО: ПРЕДОСТАВЛЕНО ПРЕСС-СЛУЖБОЙ

Montblanc обновил коллекцию «StarWalker»

Празднуя 50-летие первой высадки человека на Луну, Montblanc обновил коллекцию «StarWalker». ...

ПОДРОБНЕЕ
ФОТО: CPEA.CO.UK

Вам и приснится

Согласно прогнозам ученых-оптимистов, наше ближайшее технологическое будущее напоминает отчасти...

ПОДРОБНЕЕ