Раймонда де Ларош не была первой, поднявшейся в воздух, зато стала первой женщиной-пилотом с соответствующей лицензией. Настоящее имя этой дочери плотника было Луиза Леонтина Дерош, но уйдя в актрисы, она выбрала псевдоним по-аристократичнее. А статья в английском журнале Flight, посвященная ее первому полету, закрепила за ней титул баронессы. Впрочем, можно считать, что этот титул Раймонда де Ларош честно заслужила. Номер ее лицензии в международной авиационной федерации – 36! До нее лицензии получали исключительно мужчины. Решительности Раймонде было не занимать – ее друг, авиатор и инженер Шарль Вуазен, сажая девушку за руль своего аэроплана в октябре 1909 года, не рассчитывал, что она решится самостоятельно подняться в воздух. Особенно если учесть, что прежде она летала всего лишь раз, в качестве пассажира. Но не прошло и полугода, как Раймонда стала дипломированным пилотом.
Теперь «баронесса» чаще носила летный шлем, чем роскошные шляпки, принимала участие в соревнованиях, разъезжая по Европе, не раз попадала в катастрофы, и воздушные, и наземные. Правда, до поры до времени без серьезных последствий. А вот Вуазен в 1912 году разбился. Поскольку во время Первой мировой войны женщины оказались отстранены от полетов, Раймонда пересела за руль автомобиля. А в июне 1919-го, снова начав летать, поставила сразу два рекорда, пусть и только среди женщин – на высоту полета и его дальность. Она планировала идти дальше, вернее, лететь – и стать первой женщиной-испытателем. Однако в июле того же года погибла при попытке совершить посадку. Память отважной баронессы увековечили статуей в аэропорту Ле Бурже.
Актрисой была и Домникия Иларионовна Кузнецова-Новолейник, которую называют первой российской летчицей. Это правда, но формально: она много помогала своему мужу, инженеру, который увлекся авиацией. Однако подготовка у Домникии была в основном теоретической, поскольку самолет у супругов был одноместным, и Павел кузнецов не мог давать жене летные уроки. Когда же в мае 1911 она попыталась самостоятельно поднять их Blériot XI в воздух, то не смогла удержать равновесие, и тот рухнул на землю. Больше Домникия не летала, а через год, тоже после авиакатастрофы, отказался от полетов и ее муж. Впрочем, в историю она вошла именно как первая женщина-авиатор в России.
Первой дипломированной летчицей стала другая: «В четыре часа утра на аэродроме собралось несколько авиаторов, военных летчиков и много посторонней публики. Смелая авиатриса Лидия Зверева спокойно села в аэроплан Farman и, взлетев на высоту 50–60 м, описала в воздухе пять восьмерок. Госпожа Зверева сумела сделать и весьма точный спуск», – так писали в одной из петербургских газет в ноябре 1911 года. Лидии было всего 20 лет. На вопрос репортеров о дальнейших планах она смело ответила: «Открывая путь в авиацию для русских женщин, я приглашаю их следовать за мной к полной победе над воздухом». Дочь героя войны на Балканах, дослужившегося до звания генерала, выпускница института благородных девиц, Лидия всю жизнь мечтала о полетах. Прыжок с зонтиком с крыши сарая, когда она была девочкой. Полеты на аэростате в крепости Осовец, где отец проходил службу. И, наконец, авиационная школа в Гатчине. Вдохновившись примером баронессы де Ларош, Лидия решилась стать профессиональной авиаторшей. Она была первой женщиной, выполнившей в воздухе такие фигуры, как «мертвая петля» («петля Нестерова»), пикирование с выключенным мотором, «штопор Арцеулова». Сам Константин Арцеулов, ее соученик по летной школе, вспоминал: «Зверева летала смело и решительно, я помню, как все обращали внимание на ее мастерские полеты, в том числе и высотные. А ведь в то время не все даже бывалые летчики рисковали подниматься на большую высоту».
Уже в 1913 году, вместе с мужем, пилотом-инструктором Владимиром Слюсаренко, с которым познакомилась во время учебы, она открыла в Риге летную школу, первую в Прибалтике. В ней могли учиться и женщины. А вскоре при школе открылись и мастерские, в которых собирали аэропланы. За несколько лет это маленькое семейное предприятие представило военному министерству больше ста учебных и боевых самолетов. Это были иностранные модели, и, не довольствуясь их сборкой, пусть даже очень высокого качества, Лидия Зверева разработала собственный проект. Однако собрать свой аэроплан она не успела. После начала Первой мировой они с мужем перебрались вместе со своим заводом в Санкт-Петербург, где в 1916-м она скончалась, вероятно, от тифа, не дожив и до 26.
Ту же авиационную школу, где училась Лидия Зверева, окончила еще одна русская авиатриса – Любовь Голанчикова. Ее история во многом похожа на историю Раймонды де Ларош. как и та, она родилась в небогатой семье, стала артисткой, выступала под псевдонимом Мили Море (или Молли Мор). Как и француженка, эта будущая летчица заболела небом, прокатившись на аэроплане. Во время учебы в летной школе «Гамаюн» она буквально разрывалась между занятиями и сценой, приходилось постоянно ездить из Гатчины в Петербург и обратно. В конце концов пришлось сократить количество концертов. После окончания школы она не смогла устроиться на петербургский завод летчиком-сдатчиком (летчиком-испытателем), а средств на приобретение собственного аэроплана, чтобы стать летчиком-спортсменом, у Голанчиковой не было. Когда же один из ее поклонников предложил ей выполнить любую просьбу, та пошутила: «Хочу аэроплан». Хорошо быть красавицей! Вскоре она уже принимала участие в публичных полетах и соревнованиях. Ее пригласили в Ригу, а затем в Германию. В 1912 году она поставила мировой рекорд по высоте среди женщин, поднявшись на 2200 м, и прославилась на весь мир. Восхищенный мастерством Голанчиковой, французский авиатор Леон Летор, совершивший беспосадочный перелет Париж – Берлин, предложил Любови сопровождать его в качестве навигатора на обратном пути. Это было признанием заслуг! Она вышла замуж за предпринимателя, и, когда началась Первая мировая, вернулась в Россию и на время отошла от дел. Но долго без неба не выдержала и стала проводить испытательные полеты аэропланов Червонской аэропланной мастерской. С началом революции Голанчикова вступила в тренировочную эскадрилью красной армии. Однако после Гражданской войны навсегда покинула Россию, уехав сначала в Германию, а оттуда – в США.
«Мы, воздушные странницы, самые смелые люди. Время как будто остановилось для нас. Вечность задевала нас своим крылом. И пусть до звезд еще далеко, но «вольный сын эфира аэроплан» – поднимет воздухоплавательных Тамар еще высоко над землей», – Любовь Голанчикова.
Сложной и недолгой оказалась жизнь еще одной авиатрисы, первой в мире военной летчицы Евгении Шаховской, урожденной Андреевой. Дочь богатого купца, супруга князя, она получила диплом в Германии в 1911 году и работала инструктором на аэродроме Йоханнисталь. Однако в 1913-м из-за совершенной ею во время полета ошибки погиб известный летчик и изобретатель Всеволод Абрамович, один из пионеров русской авиации. Сама она не пострадала, но решила отказаться от неба. Когда началась Первая мировая, Шаховская подала прошение Николаю II об отправке на фронт. Так Шаховская стала военной летчицей и служила в чине прапорщика в Первом армейском авиаотряде – правда, недолго. Вскоре ее обвинили в шпионаже в пользу Германии, арестовали и приговорили к смертной казни, которую Николай II заменил пожизненным заключением в одном из монастырей. Февральская революция выпустила Шаховскую на свободу, а октябрьская дала возможность отомстить тем, кто вел ее дело о шпионаже, – бывшая княгиня стала следователем в киевской ГубЧК. Осенью 1920 года она погибла в случайной перестрелке.
А первой заокеанской дипломированной летчицей стала Гарриет Куимби. В начале 1900-х она жила в Нью-Йорке, работала фоторепортером, писала театральные рецензии, а впоследствии и сценарии для голливудских фильмов. В 1910-м она побывала на международном авиационном турнире в Белмонт Парке, где познакомилась с известным летчиком и директором летной школы Джоном Мойсантом. Она влюбилась в полеты, и уже летом 1911 года получила лицензию – первой в США. Гарриет Куимби оказалась первопроходцем и в другом. Специальных женских авиакостюмов не существовало, а носить мужской считалось неприличным. Гарриет решила эту проблему, спроектировав собственный костюм – нижняя часть комбинезона была скроена так, что могла быть и юбкой, и брюками. А вместо шлема она предпочитала капюшон. Элегантную, красивую леди прозвали «ангелом в пурпуре».
Куимби первой среди женщин совершила перелет через Ла-манш. Правда, этот рекорд остался почти незамеченным – он состоялся 16 апреля 1912 года, на следующий день после гибели «Титаника», и все внимание прессы было приковано к нему. А в июле 1912 года, выступая на Третьем ежегодном Бостонском собрании авиаторов, Гарриет погибла, – аэроплан перевернулся, и она вместе с пассажиром, организатором мероприятия Уильямом Уиллардом, из него выпала – авиаторы тогда еще не пристегивались... Полвека спустя самолет был восстановлен, и теперь хранится в музее, а память первой женщины-летчицы США увековечена самыми разными способами, от марки до памятников.
Новости бизнес-авиации, обзоры самолетов и лучшие предложения компании в области частных перелетов – читайте в MY WAY.
Добавить комментарий