«Скорее приготовь побольше шелковой материи, веревок, и ты увидишь одну из удивительнейших в мире вещей», – такую записку однажды в 1782 году получил владелец бумажной мануфактуры Этьенн Монгольфье от своего брата Жозефа. Дело в том, что мечтательный Жозеф, сидя перед камином, обратил внимание, как высоко взлетают вверх искры от пламени. Вместе с братом он изготовил легкий мешочек из шелка, расправил его над огнем – и мешочек поднялся к потолку комнаты. А дальше, как говорится, понеслось… Братья соорудили две «аэростатические машины» (так они называли свои воздушные шары).
Первую испытали в кругу знакомых – шар диаметром 3,5 м продержался в воздухе 10 минут, пролетев около километра. Второй экземпляр решили показать широкой публике.
Летом 1783 года на базарной площади в Париже запустили шар диаметром более 10 м. Он был сшит из холста, усилен веревочной сеткой и для пущей непроницаемости оклеен бумагой с семейного завода. Несмотря на скептицизм зрителей, летательный аппарат Монгольфье взмыл на 300 м над землей – все подробности опыта засвидетельствовал протокол, скрепленный подписями чиновников. Так зародилось воздухоплавание.
А воздушные шары стали именоваться монгольфьерами. За два с лишним века это замечательное изобретение значительно эволюционировало, и процесс продолжается по сей день. Сейчас летательные аппараты легче воздуха принято называть аэростатами, и они жестко классифицированы. Различают привязные, свободнолетающие и аэростаты с двигателем (дирижабли).
А те, что способны подняться на высоту 11 км и более, называют стратостатами. Есть также классификация по типу наполнения: тепловые (монгольфьеры – взлетают за счет теплого воздуха от горелки на пропан-бутановой смеси), газовые (шальеры – внутри водород, метан или гелий) и комбинированные (розьеры – подъемная сила создается и газом легче воздуха, и подогревом несущего газа).
В управлении проще всего тепловые: чтобы изменить высоту, нужно при помощи клапана на горелке отрегулировать температуру в оболочке шара. Однако далеко на них не улетишь: когда запас топлива подходит к концу, пора на посадку. Продолжительность полета на газовом аэростате гораздо больше: так, на чемпионате мира по воздухоплаванию – знаменитом Кубке Гордона Беннетта, где соревнуются аппараты данного типа, – участники проводят в небе по несколько суток. На газовых воздушных шарах сохранился такой «архаичный» элемент управления, как мешки с песком: когда нужно подняться, пилот при помощи лопатки понемногу отсыпает песок за борт, облегчая вес. Если требуется снизить высоту, надо открыть специальный клапан и спустить немного газа из шара. И просто любопытный факт: два беспилотных газовых аэростата с гелием, запущенные с советских автоматических межпланетных станций «Вега-1» и «Вега-2», успешно летали в 1980-х годах в атмосфере Венеры. О комбинированных аэростатах достаточно знать следующее. В 1999 году швейцарец Бертран Пиккар и англичанин Брайан Джонс совершили первое в мире успешное беспосадочное кругосветное путешествие на воздушном шаре-розьере Breitling Orbiter 3. В июле 2016 года русский путешественник Федор Конюхов тоже облетел вокруг планеты на шаре «Мортон» производства английской компании Cameron Balloons, который является на сегодня самым большим комбинированным аэростатом в мире. Его объем составляет 15 000 м, высота – 56 м (сравнимо с высотой Успенского собора Московского Кремля). Может ли обыкновенный человек попасть в компанию всех этих знаменитых смельчаков и покорителей неба? Да запросто! Воздухоплавание стало настолько популярным, что воздушные прогулки на привязном шаре предлагаются практически в любом городе России.
Если хочется чего-то посерьезнее, можно заказать полет на свободнолетающем аэростате продолжительностью несколько часов. Вариантов разнообразить впечатления – масса: обзорная экскурсия над достопримечательностями, небесный пикник, полет на высоту более 2 км, мастеркласс по управлению воздушным шаром, гондола с прозрачным дном и даже ночные вылазки – в темноте тепловой аэростат, освещаемый изнутри пламенем горелки, невероятно красив. Состояние полнейшего восторга после такого подъема в небо – нормальная реакция. Ведь полет на самолете и вертолете сопровождается гулом двигателя, да и контакта с воздухом нет, небо видишь через стекло. А на воздушном шаре ты просто плывешь в воздухе, можешь, что называется, пощупать его рукой, ловя потоки ветра, да и с собеседниками общаешься, не перекрикивая мотор. Аэростат – спокойный и достаточно инертный летательный аппарат, он не сразу реагирует на действия пилота. Здесь не случается всплесков адреналина, какие бывают после прыжка с парашютом – сорвался вниз и готово. Однако воздействие так называемого «медленного адреналина» деликатней, но не слабее: мягкая волна эйфории подступает уже после приземления, настроение приподнятое, чувствуешь себя так, будто выпил бокал шампанского, а то и два… Те, кто втянулся, вступают в клубы воздухоплавателей. В школе пилотов аэростата можно пройти индивидуальную подготовку, которая включает в себя теоретический курс и 60 часов полетов, чтобы отработать навыки на практике (информация о курсах и контакты школ находятся на сайте Федерации воздухоплавания России www.ballooning.ru). Потребуется также пройти медкомиссию. Полученное после сдачи экзамена государственное свидетельство дает право брать воздушный шар в аренду или купить собственный. Надо учесть, что для полетов нужны не только аэростат и «корочка» пилота, но и команда сопровождения. Такова уж специфика этого спорта: можно запланировать маршрут, а ветер вдруг возьмет и переменится – точно знать, где окажешься, невозможно. Поэтому во время полета группа поддержки следует за шаром на машине. Да и для наполнения, например, газового аэростата нужна квалифицированная команда. Так что клубная система наилучшим образом обеспечивает и общение с единомышленниками, и наличие грамотных коллег для сопровождения полетов. В течение всего года по всему миру – и Россия не исключение – проходит бесчисленное множество воздухоплавательных мероприятий. Есть турниры сугубо спортивные: соревнования на дальность, высоту и продолжительность полета, на точность приземления и приводнения, на меткость попадания по мишеням (с аэростата бросают маркер в точку, отмеченную на земле крестом). Самым престижным считается Кубок Гордона Беннетта, впервые организованный американским газетным магнатом 30 сентября 1906 года.
Сотни шаров состязаются в полете на дальность по тем же правилам, что и сто лет назад. Единственная поправка на современность – наличие радионавигации и транспондеров, ведь шар является участником воздушного движения, поэтому обязан соблюдать все его правила (для участия необходимо знание радиообмена на английском языке). Есть встречи фестивального формата, когда увлеченные небом люди съезжаются из разных стран, чтобы на других посмотреть и себя показать. Старт с одного поля сотен разноцветных воздушных гигантов – картина феерическая. Знаменитый «Bristol Balloon Fiesta» в Англии каждый раз собирает до полумиллиона зрителей. В августе 2016-го на полях Новой Москвы тоже развернулось грандиозное действо – был проведен первый фестиваль воздухоплавания «Московское Небо». Кроме демонстрационных полетов аэростатов, публику здесь удивили также воздушными змеями самой необыкновенной конструкции.
Календарь событий:
2–4 сентября
«Sint Niklaas Vredefeesten» Бельгия www.flyingadverts.co.uk
2–10 сентября
«Warsteiner Montgolfiade» Германия www.warsteiner-montgolfiade.com
8–11 сентября
«Grass Roots Balloon Meet» Великобритания www.grassrootsballooning.org.uk
9–11 и 16–18 сентября
«Ferrara Balloons Festival», два этапа Италия www.ferrarafestival.it
10–18 сентября
Фестиваль «Воздушное братство» Феодосия, Крым
15–24 сентября
Gordon Bennett Cup Германия www.fai.org
16–17 сентября
«Hofteballooning» Нидерланды www.hofteballooning.nl
16–18 сентября
«Naburn Lock Balloon Meet» Великобритания www.prba.org.uk
24–25 сентября
BBAC Comps Club Grand Prix 3 Великобритания www.pitchero.com
Но подниматься в небо на воздушном шаре – это еще и просто способ получать удовольствие. Например, воздухоплаватель Сергей Гришин, за плечами у которого два мировых рекорда и несколько рекордов дальности России, говорит, что для него полеты – не только спорт, но и возможность нетривиально проводить отпуск: «Отправляясь в путешествие, я беру с собой лишь корзинку размером 1,50 х 1 х 1,20 м и оболочку весом порядка 100 кг, которые в любой авиакомпании оформляются как негабаритный багаж. Уже на месте покупаю газ (обычный бытовой баллон пропана) и арендую машину с прицепом, на которой будет ездить команда сопровождения. И все, лети, куда вздумается. Даже хорошо знакомые достопримечательности смотрятся с высоты совсем по-другому – монастыри, природные ландшафты, водопады. Аэростат бесшумен, а значит, ты слышишь плеск воды и не распугиваешь зверье – можно любоваться стадами слонов и антилоп в каком-нибудь африканском заповеднике, наблюдать природные явления в совершенно другом ракурсе. Это не приедается никогда. Ты по сути заново осваиваешь планету».
Добавить комментарий