2000
РЕМ КОЛХАС (НИДЕРЛАНДЫ)
Голландец, давно и очень уверенно обосновавшийся в Нью-Йорке, один из виднейших теоретиков и практиков современного урбанизма. Господин Колхас не скрывает, что большое влияние на него оказал русский авангард, оттого сотрудничество с российскими клиентами считает не авантюрой по срубанию бабла, а возвращением к истокам. Недавно он построил музей «Гараж» для меценатской пары Абрамович – Жукова в Парке Горького и искренне им гордится.
2001
ЖАК ХЕРЦОГ И ПЬЕР ДЕ МЕРОН (ШВЕЙЦАРИЯ)
Архитектурное бюро Herzog & de Meuron давно стало символом европейского модернизма – его создатели специализируются на неожиданных, креативных формах, которые сразу впечатываются в память. Среди самых последних построек – пекинский стадион, созданный к Олимпиаде-2008 (немедленно получивший кличку «Гнездо»). Источник их вдохновения – лэнд-арт и галерейное искусство. Сейчас, по агентурным сведениям, дуэт активно проектирует для Сколково.
2004
ЗАХА ХАДИД (ВЕЛИКОБРИТАНИЯ)
Иранка, учившаяся и работающая в Лондоне, – первая женщина-архитектор, награжденная высокой премией. Церемония, кстати, проходила в Эрмитаже. Многие критики считают, что Заха Хадид не столько даже архитектор, сколько выдающийся художник и дизайнер. Каждый ее проект поражает пластикой и футуристическими скульптурными формами. Госпожа Хадид постоянно в топе «самых влиятельных» (а значит, и самых дорогих) людей мира. Среди последних творений – Центр Гейдара Алиева в Баку. В Москве с недавнего времени появилась хадидовская башня Dominion (новый бизнес-центр).
2007
РИЧАРД РОДЖЕРС (ВЕЛИКОБРИТАНИЯ)
Британец, обласканный всеми национальными и интернациональными наградами, считается одним из основоположников и пропагандистов стиля хай-тек. Вместе с Ренцо Пьяно он строил Центр Помпиду, ставший символом ХХ века. Роджерс досконально разбирается в коммуникациях и системах жизнеобеспечения. Его творения очень похожи на внутренности вскрытого компьютера – неслучайно сэру Роджерсу доверяют технологически очень сложные пространства вроде мадридского аэропорта или информационного центра Reuters в Лондоне.
2008
ЖАН НУВЕЛЬ (ФРАНЦИЯ)
Ценитель стекла и арабской вязи, Жан Нувель – один из самых изысканных, тонких и мультикультурных архитекторов современности. Стиль Нувеля узнается сразу, будь это Институт арабского мира в Париже или дизайн для упаковок шоколадок фабрики «Нестле». Это, как говорят критики, «поэтический хай-тек». Нувелевскую поэзию во всей красе в скором времени можно будет оценить в Абу-Даби, где он строит огромный филиал Лувра.
2009
ПЕТЕР ЦУМТОР (ШВЕЙЦАРИЯ)
Скромный швейцарец считается одним из главных проводников экологической линии в современной архитектуре. Он старается выбирать исключительно натуральные материалы, не стоит небоскребов, благоустраивает дворы. На счету Цумтора не более десятка зданий, но каждое из них ценится, как бриллиант: и поныне остаются непревзойденным шедевром его термы в городе Вальс. Увы, один из главных проектов – Музей террора в Берлине (на месте гестапо) – так и остался незавершенным.
2010
КАДЗУО СЕДЗИМА И РЮЭ НИСИДЗАВА (ЯПОНИЯ)
Имена основателей бюро SANAA стали широко известны после открытия нового здания Музея современного искусства в Нью-Йорке (МОМА). Их небоскреб, который кажется нагромождением неровно положенных друг на друга кубиков, оказался символом конца ХХ века – динамичного и непредсказуемого. Это типично «музейные» архитекторы, сочетающие японский минимализм и авангардную смелость в распределении цвета и объема. Строят они главным образом в Японии, но если попадете в Эссен, обязательно взгляните на Цоллферайн-хаус – их очень знаковый объект.
2011
ЭДУАРДУ СОУТУ ДЕ МОУРА (ПОРТУГАЛИЯ)
Еще один художник, работающий на стыке современности и традиций. Когда ему вручали премию, жюри говорило почти стихами, характеризуя работы Моура так: «мощь и сдержанность, бравада и нежность». В числе проектов Моура, упомянутых жюри, был стадион в португальском городе Брага, «встроенный» в скалу, а также здание Музея Паулы Рего – так называемого «Дома историй», одними из составных элементов которого являются две массивные пирамиды.
2012
ВАН ШУ (КИТАЙ)
Было бы странно, если бы в притцкеровском списке не оказалось китайских архитекторов. Ведь именно в Китае сейчас кипит строительство, и архитектурная мысль бьет ключом. За связь китайской современности и традиции теперь отвечает Ван Шу. Каждое творение Шу – это парадоксальное сочетание традиционных материалов и старых технологий с ультрамодным минимализмом, идущим тоже от древности. Музей Нинбо (самое знаменитое его произведение) был построен из кирпичей от снесенных зданий. Ван является сторонником архитектурного наследия, он считает, что глобализация лишает города их собственного неповторимого облика.
2016
АЛЕХАНДРО АРАВЕНА (ЧИЛИ)
Свежий лауреат Притцкеровской премии – один из самых молодых в ее истории (ему нет и 50-ти, что почти нонсенс). Однако его слава сродни славе матери Терезы – он тоже защитник бедных простых людей. Аравена не стремится к миллионным контрактам, не пытается возвести самый высокий небоскреб в мире – он думает о том, как обеспечить качественным жильем вчерашних обитателей трущоб на латиноамериканском континенте. Его дома просты, конструктивны, но не лишены изящества – так, чтобы отсутствие огромных площадей не ущемляло жителей. Одним из самых оригинальных изобретений Аравены считается «устройство для сидения без стула» – посмотрите в Сети, вы поймете, насколько креативен чилиец.
Добавить комментарий