Чкалов: из кочегаров – в пилоты
Раздумий о том, чему бы посвятить жизнь, у потомственного «волгаря» и быть не могло: еще прадед Михаил и дед Григорий слыли первыми силачами среди бурлаков и грузчиков, отец Павел Григорьевич делал пароходные котлы в казенных мастерских села Василева (ныне город Чкаловск) Нижегородской губернии и славился своим мастерством на всю Волгу. Он очень хотел, чтобы сын тоже занялся судоремонтом, поэтому Валеру отправили учиться в Череповецкое техническое училище. Однако Гражданская война заставила подростка вернуться домой и устроиться работать сначала молотобойцем в кузнице, потом кочегаром на пароход «Баян». И вот в один прекрасный день он выходит на палубу глотнуть свежего воздуха и замирает в потрясении: над рекой, как огромная птица, парит самолет… Именно с этого момента начинается история летчика Чкалова. Он понял, что его место не в кочегарке, а в небе.
В 15 лет Валерий записался добровольцем в ряды Красной армии и работал в авиапарке слесарем, приходилось разбирать сбитые самолеты и собирать из них целые, ведь тогда массового производства авиатехники в стране еще не было. Через год получил разнарядку для поступления в Егорьевскую авиашколу. Потом была учеба в Борисоглебске, в Московской авиационной школе высшего пилотажа, в Серпуховской высшей авиационной школе стрельбы, бомбометания и воздушного боя. В 20 лет новоиспеченный летчик прибыл на службу в Ленинградскую авиаэскадрилью имени Нестерова…
Чкалов – воздушный хулиган
…И уже через неделю угодил на первую гауптвахту: без разрешения закрутил на стареньком «Ньюпоре» мертвую петлю и бочку. У сослуживцев его храбрость вызывала восхищение, у командования – ярость, Чкалова не раз отлучали от неба. За дерзкую манеру пилотирования и пьяные драки он постоянно получал дисциплинарные взыскания, отстранялся от полетов и даже попадал за свое поведение в тюрьму. Самый известный пример его лихачества – пролет под Троицким (тогда Кировским) мостом через Неву. Это сейчас на аэробатических шоу типа «Red Bull» такие фортели в порядке вещей, а в те годы даже технически выполнить подобное было фантастикой, энерговооруженность самолетов была не чета нынешней.
Есть даже версия, что случай с мостом придумали в киношной курилке – в 1940 году во время съемок биографического фильма «Валерий Чкалов» этот полет повторит летчик Евгений Борисенко. Но если судить по тому, сколько у Чкалова было других выходок такого рода, сомнения в правдивости истории отпадают – вспомним хотя бы, как он, будучи командиром авиазвена, перегонял самолеты в Брянск и решил проскочить между землей и телеграфными проводами. Дело кончилось разбитой машиной, никто не погиб по счастливой случайности. Справедливости ради добавим, что в годы Великой Отечественной войны все чкаловские «фишки» – и полеты на предельно низких высотах, и пролет между деревьев с мгновенным разворотом на 90° по оси, и даже пролет под мостом – были применены на практике.
Чкалов – великий испытатель
Чкалов в ипостаси профессионального летчика-испытателя известен не настолько широко, как в роли воздушного хулигана. А зря. Отсидев срок за брянский инцидент и сняв погоны, он устроился инструктором в ленинградский ОСОАВИАХИМ, потом его пригласили в Научно исследовательский институт ВВС, позже – на Московский авиационный завод № 39. В послужном списке Чкалова более 800 испытательных полетов, всего за свою жизнь он облетал свыше 70 самолетов, в том числе 30 типов новой авиатехники (например, истребители И-15 и И-16, истребители танков ВИТ-1 и ВИТ-2, тяжелые бомбардировщики ТБ-1 и ТБ-2, включая так называемую «авиаматку» – супербомбер, который мог переносить на себе до пяти истребителей). В 1932 году Чкалов устроил вошедший в историю парад над Красной площадью, пролетев на бомбардировщике впереди колонны из 45 самолетов, державших строй по три машины в ряд.
Разрабатывал Чкалов и новые фигуры высшего пилотажа, в том числе наиболее известные: восходящий штопор и замедленную бочку. Когда в 1934 году встал вопрос, кому лететь в Арктику спасать челюскинцев с затертого льдами парохода, Валерий Чкалов был кандидатурой № 1. Но лучшего пилота страны не отпустили с испытаний, и за полярниками полетел экипаж Сигизмунда Леваневского.
Чкалов – рекордсмен и всенародный любимец
Однако шанс показать себя и завоевать всесоюзную славу представился совсем скоро. В 1930-е годы мир жил под лозунгом «Кто силен в воздухе, тот в наше время вообще силен», дальние перелеты считались демонстрацией мощи государства, и поставить рекорд в этой сфере стремился не только СССР, но и все развитые в научном и техническом отношении страны.
Чкалов задумал перелет через Северный полюс в Америку. Правительство предложило другой маршрут: Москва – Петропавловск-Камчатский. 20 июля 1936 года экипаж в составе Валерия Чкалова, Георгия Байдукова и Александра Белякова на туполевском самолете АНТ-25 вылетел из столицы. Спустя сутки с лишним они достигли Петропавловска-Камчатского и сбросили над ним вымпел. Хотя задание было выполнено, запас топлива позволял лететь дальше, и КВС направил машину к материку. Не дотянул только из-за штормовых условий – приземлиться пришлось на песчаной косе острова Удд (ныне остров Чкалова) близ Сахалина. Итого за 56 часов 20 минут было преодолено 9374 км. Встречать возвращавшийся в Москву экипаж поехал лично Сталин. Всем троим было присвоено звание Героя Советского Союза и вручены ордена Ленина, а в распоряжение Чкалова был предоставлен личный самолет У-2.
Чкалов – герой мирового масштаба
Его главный полет состоялся менее чем через год, в июне 1937-го. Чкалов с тем же экипажем и на том же АНТ-25 отправился по беспосадочному маршруту Москва – Северный полюс – Ванкувер.
Полет дался нелегко: то подтекал маслопровод, то замерзала вода в системе охлаждения; чтобы избежать обледенения крыльев и винта, приходилось подниматься над облаками на высоту 4000–6000 м, а там трудно было дышать, кислородную маску отдавали тому, кто сидел за штурвалом. Полюс Чкалов проспал, отдыхая по графику в отсеке, и очень возмущался: «Что же вы, черти, не разбудили! Мне так хотелось взглянуть на вершину мира!» На что Беляков отшутился: «Да не на что там смотреть! Просто торчит из земли кусок ржавой оси».
Приземлились спустя 63 часа 25 минут в городке Ванкувере, штат Вашингтон. Протяженность перелета составила 9130 км (по прямой 8504 км), в том числе 5900 км над океанами. Летчики США подвиг чкаловцев повторить так и не смогли. Но в Америке crazy russians стали настоящими героями, чествовать их вышел весь Нью-Йорк, а президент Рузвельт вместо запланированной формальной 15-минутной встречи беседовал со смельчаками два часа, расспрашивая о полете. Когда они возвращались из США в Европу, с ними на корабле плыла Марлен Дитрих, за которой Чкалов даже, говорят, слегка приударил. Кинозвезду ужасно задело, что по прибытии в порт ее почти не заметили – все внимание встречающих и прессы досталось советским летчикам.
Интервью с бизнесменами, артистами, путешественниками и другими известными личностями вы можете найти в MY WAY.
Добавить комментарий