Александр Добровинский родился в Москве в 1954 г. Учился на экономическом факультете ВГИКа. В 1976-м уехал в Париж. Юридическое образование получил в США и России. Управляющий партнер московской коллегии адвокатов «Александр Добровинский и партнеры». Обладатель 22 коллекций (40 тыс. единиц хранения), в том числе крупнейшей в мире коллекции агитационной лаковой миниатюры (агитлак). Семь лет назад приобрел архив Л.П. Орловой и Г.В. Александрова, а затем и их дачу во Внукове.
Александр Андреевич, в каком состоянии сейчас дача во Внукове?
Я там живу. И скупаю по всему свету, все, что связано с бывшими владельцами. Скупил обратно и весь участок — все же было распродано, от гектара оставалось, кажется, 25 соток. Участок, кстати, был совершенно дикий. Никаких садов-огородов.
Огороды — это как-то не вяжется с имиджем Орловой и Александрова.
Знаете, на самом деле они жили за очень серьезной стеной. И никто не представляет себе их жизнь — наверное, кроме меня теперь. На публике и вне публики это были совершенно разные люди.
Можете чуть приоткрыть завесу тайны?
Не могу. Читайте мои книги. Первый том «Внуковского архива» выйдет в конце сентября. Второй — в конце ноября. Всего будет 12 томов, представляете? Главное, в чем я убедил своих коллег, с которыми мы работаем над архивом, — это то, что мы ничего не комментируем, приводим только фотографии, письма, артефакты, дневники. Там 6000 фотографий, которые никто никогда не видел. Смотрите книгу, читайте и делайте выводы сами. Александров вел дневник и за всю свою жизнь не выбросил ни одной бумажки. Но сегодня никто до конца не знает, что было в архиве. Дело в том, что Гриша, мой приятель, внук Александрова, сдавал дачу во Внукове, пока она не рухнула, французам. А те обращались с архивом как с собственностью: дарили, продавали, делали все, что угодно.
А они разбирались в теме?
Ну кое-что они понимали. Например, известно, что на стене висели две фотографии Ман Рэя, которые сегодня стоят по 300-400 тысяч евро. Эти фотографии исчезли. Когда я купил архив, мой приятель Емельян Захаров первым делом спросил: «Где они? Я хочу на это посмотреть». Мы перерыли все и, конечно, их не нашли. Теперь мне приходится все скупать по всему миру обратно, чтобы получить представление о том архиве, который был. Недавно послал гонца в Америку и купил там 147 потрясающих фотографий о поездке Александрова и Эйзенштейна в Мексику (на съемки фильма «Да здравствует Мексика» (1932) — прим. ред.).
Какое издательство выпускает книгу? Каким тиражом?
Я все финансирую и выпускаю сам. Тираж 500 экземпляров. Книги буду дарить — конечно же подарю библиотекам, начиная от ВГИКа, моей альма-матер, где я учился, и заканчивая библиотекой Эйзенштейна; людям, которые связаны с кино и которым интересен наш труд. Остальные хочу отдавать на благотворительные аукционы. Понимаете, в ту секунду, когда я поставлю эту книгу в магазин, начнутся безумные вопли: «Вот он нажился!». И будет совершенно неважно, сколько на этот труд потрачено денег и времени.
Разве вы зависите от чьего-то мнения?
Абсолютно нет. Но я не хочу, чтобы маралась память этих людей. Хотите посмотреть эту книгу — идите в библиотеку. Можете позволить себе ее купить — покупайте на благотворительных аукционах. Если найдется издательство, которое захочет ее выпустить, я бесплатно передам все права. Печатайте и продавайте. Я продавать не буду, мне память этих людей намного важнее, чем деньги.
Что войдет в эти 12 томов?
Первый посвящен работе Григория Александрова и Сергея Эйзенштейна в Москве, а также Любови Орловой до встречи с Александровым. Второй — путешествию Александрова по Европе. Третий — путешествию по Америке. Четвертый — это Мексика. Пятый — «Веселые ребята». Шестой — «Цирк». Седьмой — «Волга-Волга» и «Весна». Восьмой, девятый, десятый, 11-й, 12-й — жизнь Орловой и Александрова после «Весны».
И все-таки, хоть вы и отсылаете к книгам, — какой главный миф вам удалось развеять?
Я буду говорить о первом томе. Для меня было потрясением, что на самом деле «Аврора» не стреляла; что штурм Зимнего был совершенно не таким, каким мы его себе представляли; что Временное правительство в полном составе не сидело ночью в ожидании, когда его придут и арестуют. Я помню, что каждый год на 7 ноября показывали кадры, как солдаты и матросы лезут на ворота Зимнего дворца. И все считали, что это хроника. Но на самом деле это кадры из фильма «Октябрь», который поставили Эйзенштейн и Александров к 10-летию революции. И все это художественный вымысел. Фильм был блестящий, но в начале 1930-х благополучно лег на полку, и потом его никто не видел — кроме этих кусков. Почему? Да потому что история ВКП(б) быстро переписывалась под фильм. Я считаю, что за всю историю цивилизации это единственный случай, когда часть истории страны была написана по художественному фильму.
После того как Сталин его посмотрел — а «Октябрь» ему безумно понравился, Эйзенштейн и Александров стали совершенно не прикасаемы. Благодаря чему затем Александров спас и Орлову, потому что ее точно должны были арестовать — как дворянку по происхождению, как жену врага народа (первый муж актрисы, А.Г. Берзин работал в Наркомземе и был арестован в 1930 году — прим. ред.), за флирт с немецким атташе... Но рикошетом от Александрова она тоже стала неприкасаемой.
Орлова с Александровым действительно в жизни были на вы, не напоказ?
Нет-нет. Они даже писали друг другу на вы. Мое личное предположение, что сначала у них была большая любовь, которая некое время продолжалась, но потом просто переросла в крепкую дружбу. Орлова и Александров были связаны друг с другом, как сообщающиеся сосуды. Он делал фильмы, в которых она играла. А она была героиней страны, олицетворением всего того, что хотел видеть Сталин, хотел видеть народ.
Теперь о том, почему они общались на вы. Москва много судачила об интимных отношениях Александрова и Эйзенштейна...
Так они действительно были?
Этому есть прямые подтверждения. Рано или поздно разговор об этом должен был зайти у Орловой с Александровым. И они придумали такую штуку — общались записочками. Это трудно себе представить — тонны записок друг другу. «Вы идете сегодня на вечер?» «Нет, я не пойду». И видно, что это написано людьми, которые сидят друг напротив друга. Это была такая игра, понимаете?
Правда ли, что Орлова делала много пластических операций?
Не нашел ни одного доказательства этому. Ничего нет, никаких упоминаний в письмах, никаких медицинских карт. С возрастом ее внешность менялась, конечно. Мы же видели ее на отретушированных фотографиях, в гриме. Фото из архива дают несколько иное представление. Кстати, она была потрясающая брюнетка. На мой взгляд, брюнеткой она гораздо красивее, чем блондинкой. Но Александров очень хорошо чувствовал желания масс, а массам нужна была блондинка. Он сделал Орлову по образу и подобию Марлен Дитрих. Кстати, как он ее назвал в «Цирке»? Марион Диксон, тоже МД.
У него был роман с Дитрих?
Да. У меня висит работа Ман Рэя — это ее подарок Александрову. И журнал есть голливудский с надписью «From MD→GA. Kiss and love». В Москву в 1964-м она приезжала, в общем-то, к двум любовникам — точнее, к могиле одного, Александра Вертинского, и к другому — Александрову. Марлен тогда уж было за 60, но для нее возраст не имел никакого значения. Я познакомился с ней, когда жил в Париже. В 70 она целовалась с двадцатилетним парнем. Выглядела прекрасно — она-то как раз делала пластические операции. Марлен была секс-символом — в отличие от Орловой, которая была настолько звездой, что даже страшно было ее возжелать. Орлова была небожитель.
Детей Любовь Петровна не планировала?
Она поставила себе спираль. Одной из первых, как и актриса Тата Окуневская — помните фильм «Пышка»? Я думаю, она считала, что беременность и маленький ребенок «выбьют» ее из народного обожания. А выход из народного обожания очень быстро приведет к забвению и потере статуса неприкасаемой — что было бы смертельно и для нее, и для Александрова.
В одном из интервью вы сказали, что Александров — это и есть настоящая фамилия режиссера, а не Мормоненко, как считалось раньше. Нашлись какие-то документы?
Да. Мы вскрыли архив Екатеринбурга и нашли доходный дом Александровых на Покровском проспекте. Выходец из довольно зажиточной семьи, Александров вначале поменял свою фамилию на Мармоненко, чтобы каким-то образом избежать тех веревочек, которые могут вести туда, к доходному дому и т. п. Но потом увидел, что это никого не интересует, и опять стал Александровым. Все это есть в книге «Внуковский архив».
Судя по всему, архив дает массу любопытной информации о советском времени.
Да, он дает представление не только о жизни в нашей стране. Сегодня уже есть предложение связаться с издательствами Франции, США и Мексики и сделать переводы томов, в которых пойдет речь о зарубежных поездках Александрова. Потому что тех фотографии и тех материалов, которые мы приводим, у них нет. Дневник Александрова на многое проливает свет.
Вы имеете в виду политику?
Нет, отношения между людьми. Всем же интересно, с кем дружил Жан Кокто. Или кто такая актриса Мара, из-за которой, не перенеся ее романа с королем жемчуга Розенфельдом, застрелился офицер. Все это у Александрова описано.
С архивом понятно, а как вы мыслите музей?
Там будет небольшой кинозал — чтобы поймать атмосферу. Я, кстати, нашел откидные кресла того времени. Конечно, будут фотографии, артефакты, афиши. Я собрал афиши всех фильмов Эйзенштейна и Александрова. Вы знаете, что наши киноплакаты 1920-1930-х — это нереальная мода, которая продолжается уже много десятков лет? Они считаются высшими произведениями плакатного искусства. У меня, например, есть редчайший плакат «Закованная фильмой», который сделал Владимир Владимирович Маяковский. Известно еще два экземпляра, вы не найдете их и за 700-800 тыс. долларов... Но музей я начну строить только после того, как мы выпустим 12 томов, — в ближайшие два года.
О самых интересных выставках, концертах, аукционах и других значимых событиях из мира искусства читайте в MY WAY.
Добавить комментарий