Александр Добровинский: «Память намного важнее, чем деньги»

В октябре на Франкфуртской книжной ярмарке известный адвокат и страстный коллекционер Александр Добровинский представит первый том архива Григория Александрова и Любови Орловой. Наш разговор – о будущем раритете, мифах вокруг знаменитой кинопары и создании музея во Внукове.
архив Александрова и Орловой

ФОТО: Собрание А. Добровинского

Александр Добровинский родился в Москве в 1954 г. Учился на экономическом факультете ВГИКа. В 1976-м уехал в Париж. Юридическое образование получил в США и России. Управляющий партнер московской коллегии адвокатов «Александр Добровинский и партнеры». Обладатель 22 коллекций (40 тыс. единиц хранения), в том числе крупнейшей в мире коллекции агитационной лаковой миниатюры (агитлак). Семь лет назад приобрел архив Л.П. Орловой и Г.В. Александрова, а затем и их дачу во Внукове.

Александр Андреевич, в каком состоянии сейчас дача во Внукове?

Я там живу. И скупаю по всему свету, все, что связано с бывшими владельцами. Скупил обратно и весь участок — все же было распродано, от гектара оставалось, кажется, 25 соток. Участок, кстати, был совершенно дикий. Никаких садов-огородов.

архив Александрова и Орловой

Любовь Орлова и Григорий Александров с овчаркой Кармен на даче во Внуково. 1968 г.

Огороды — это как-то не вяжется с имиджем Орловой и Александрова.

Знаете, на самом деле они жили за очень серьезной стеной. И никто не представляет себе их жизнь — наверное, кроме меня теперь. На публике и вне публики это были совершенно разные люди.

Можете чуть приоткрыть завесу тайны?

Не могу. Читайте мои книги. Первый том «Внуковского архива» выйдет в конце сентября. Второй — в конце ноября. Всего будет 12 томов, представляете? Главное, в чем я убедил своих коллег, с которыми мы работаем над архивом, — это то, что мы ничего не комментируем, приводим только фотографии, письма, артефакты, дневники. Там 6000 фотографий, которые никто никогда не видел. Смотрите книгу, читайте и делайте выводы сами. Александров вел дневник и за всю свою жизнь не выбросил ни одной бумажки. Но сегодня никто до конца не знает, что было в архиве. Дело в том, что Гриша, мой приятель, внук Александрова, сдавал дачу во Внукове, пока она не рухнула, французам. А те обращались с архивом как с собственностью: дарили, продавали, делали все, что угодно.

А они разбирались в теме?

Ну кое-что они понимали. Например, известно, что на стене висели две фотографии Ман Рэя, которые сегодня стоят по 300-400 тысяч евро. Эти фотографии исчезли. Когда я купил архив, мой приятель Емельян Захаров первым делом спросил: «Где они? Я хочу на это посмотреть». Мы перерыли все и, конечно, их не нашли. Теперь мне приходится все скупать по всему миру обратно, чтобы получить представление о том архиве, который был. Недавно послал гонца в Америку и купил там 147 потрясающих фотографий о поездке Александрова и Эйзенштейна в Мексику (на съемки фильма «Да здравствует Мексика» (1932) — прим. ред.).

архив Александрова и Орловой

ФОТО: Собрание А. Добровинского
Григорий Александров и Чарли Чаплин,  Калифорния, 1930 г.

Какое издательство выпускает книгу? Каким тиражом?

Я все финансирую и выпускаю сам. Тираж 500 экземпляров. Книги буду дарить — конечно же подарю библиотекам, начиная от ВГИКа, моей альма-матер, где я учился, и заканчивая библиотекой Эйзенштейна; людям, которые связаны с кино и которым интересен наш труд. Остальные хочу отдавать на благотворительные аукционы. Понимаете, в ту секунду, когда я поставлю эту книгу в магазин, начнутся безумные вопли: «Вот он нажился!». И будет совершенно неважно, сколько на этот труд потрачено денег и времени.

Разве вы зависите от чьего-то мнения?

Абсолютно нет. Но я не хочу, чтобы маралась память этих людей. Хотите посмотреть эту книгу — идите в библиотеку. Можете позволить себе ее купить — покупайте на благотворительных аукционах. Если найдется издательство, которое захочет ее выпустить, я бесплатно передам все права. Печатайте и продавайте. Я продавать не буду, мне память этих людей намного важнее, чем деньги.

Что войдет в эти 12 томов?

Первый посвящен работе Григория Александрова и Сергея Эйзенштейна в Москве, а также Любови Орловой до встречи с Александровым. Второй — путешествию Александрова по Европе. Третий — путешествию по Америке. Четвертый — это Мексика. Пятый — «Веселые ребята». Шестой — «Цирк». Седьмой — «Волга-Волга» и «Весна». Восьмой, девятый, десятый, 11-й, 12-й — жизнь Орловой и Александрова после «Весны».

архив Александрова и Орловой

ФОТО: Собрание А. Добровинского
Любовь Орлова. Начало 1930-х  гг.

И все-таки, хоть вы и отсылаете к книгам, — какой главный миф вам удалось развеять?

Я буду говорить о первом томе. Для меня было потрясением, что на самом деле «Аврора» не стреляла; что штурм Зимнего был совершенно не таким, каким мы его себе представляли; что Временное правительство в полном составе не сидело ночью в ожидании, когда его придут и арестуют. Я помню, что каждый год на 7 ноября показывали кадры, как солдаты и матросы лезут на ворота Зимнего дворца. И все считали, что это хроника. Но на самом деле это кадры из фильма «Октябрь», который поставили Эйзенштейн и Александров к 10-летию революции. И все это художественный вымысел. Фильм был блестящий, но в начале 1930-х благополучно лег на полку, и потом его никто не видел — кроме этих кусков. Почему? Да потому что история ВКП(б) быстро переписывалась под фильм. Я считаю, что за всю историю цивилизации это единственный случай, когда часть истории страны была написана по художественному фильму.

После того как Сталин его посмотрел — а «Октябрь» ему безумно понравился, Эйзенштейн и Александров стали совершенно не прикасаемы. Благодаря чему затем Александров спас и Орлову, потому что ее точно должны были арестовать — как дворянку по происхождению, как жену врага народа (первый муж актрисы, А.Г. Берзин работал в Наркомземе и был арестован в 1930 году — прим. ред.), за флирт с немецким атташе... Но рикошетом от Александрова она тоже стала неприкасаемой.

Орлова с Александровым действительно в жизни были на вы, не напоказ?

Нет-нет. Они даже писали друг другу на вы. Мое личное предположение, что сначала у них была большая любовь, которая некое время продолжалась, но потом просто переросла в крепкую дружбу. Орлова и Александров были связаны друг с другом, как сообщающиеся сосуды. Он делал фильмы, в которых она играла. А она была героиней страны, олицетворением всего того, что хотел видеть Сталин, хотел видеть народ.

Теперь о том, почему они общались на вы. Москва много судачила об интимных отношениях Александрова и Эйзенштейна...

Так они действительно были?

Этому есть прямые подтверждения. Рано или поздно разговор об этом должен был зайти у Орловой с Александровым. И они придумали такую штуку — общались записочками. Это трудно себе представить — тонны записок друг другу. «Вы идете сегодня на вечер?» «Нет, я не пойду». И видно, что это написано людьми, которые сидят друг напротив друга. Это была такая игра, понимаете?

архив Александрова и Орловой

Страница журнала «Life», 1 декабря 1941 г. В номере помещен материал о советской  кинозвезде Любови Орловой, иллюстрированный  фотографиями Маргарет Бурк-Уайт, которая  вместе с супругом, писателем Эрскином Колдуэллом, посетила дачу Орловой  и Александрова во Внуково 1 августа 1941 г.

Правда ли, что Орлова делала много пластических операций?

Не нашел ни одного доказательства этому. Ничего нет, никаких упоминаний в письмах, никаких медицинских карт. С возрастом ее внешность менялась, конечно. Мы же видели ее на отретушированных фотографиях, в гриме. Фото из архива дают несколько иное представление. Кстати, она была потрясающая брюнетка. На мой взгляд, брюнеткой она гораздо красивее, чем блондинкой. Но Александров очень хорошо чувствовал желания масс, а массам нужна была блондинка. Он сделал Орлову по образу и подобию Марлен Дитрих. Кстати, как он ее назвал в «Цирке»? Марион Диксон, тоже МД.

У него был роман с Дитрих?

Да. У меня висит работа Ман Рэя — это ее подарок Александрову. И журнал есть голливудский с надписью «From MD→GA. Kiss and love». В Москву в 1964-м она приезжала, в общем-то, к двум любовникам — точнее, к могиле одного, Александра Вертинского, и к другому — Александрову. Марлен тогда уж было за 60, но для нее возраст не имел никакого значения. Я познакомился с ней, когда жил в Париже. В 70 она целовалась с двадцатилетним парнем. Выглядела прекрасно — она-то как раз делала пластические операции. Марлен была секс-символом — в отличие от Орловой, которая была настолько звездой, что даже страшно было ее возжелать. Орлова была небожитель.

Кадр из фильма Григория Александрова «Цирк». Марион Диксон – Любовь Орлова. 1936 г.

Детей Любовь Петровна не планировала?

Она поставила себе спираль. Одной из первых, как и актриса Тата Окуневская — помните фильм «Пышка»? Я думаю, она считала, что беременность и маленький ребенок «выбьют» ее из народного обожания. А выход из народного обожания очень быстро приведет к забвению и потере статуса неприкасаемой — что было бы смертельно и для нее, и для Александрова.

В одном из интервью вы сказали, что Александров — это и есть настоящая фамилия режиссера, а не Мормоненко, как считалось раньше. Нашлись какие-то документы?

Да. Мы вскрыли архив Екатеринбурга и нашли доходный дом Александровых на Покровском проспекте. Выходец из довольно зажиточной семьи, Александров вначале поменял свою фамилию на Мармоненко, чтобы каким-то образом избежать тех веревочек, которые могут вести туда, к доходному дому и т. п. Но потом увидел, что это никого не интересует, и опять стал Александровым. Все это есть в книге «Внуковский архив».

архив Александрова и Орловой

Любовь Орлова на даче во Внуково. 1940-е г.

Судя по всему, архив дает массу любопытной информации о советском времени.

Да, он дает представление не только о жизни в нашей стране. Сегодня уже есть предложение связаться с издательствами Франции, США и Мексики и сделать переводы томов, в которых пойдет речь о зарубежных поездках Александрова. Потому что тех фотографии и тех материалов, которые мы приводим, у них нет. Дневник Александрова на многое проливает свет.

Вы имеете в виду политику?

Нет, отношения между людьми. Всем же интересно, с кем дружил Жан Кокто. Или кто такая актриса Мара, из-за которой, не перенеся ее романа с королем жемчуга Розенфельдом, застрелился офицер. Все это у Александрова описано.

С архивом понятно, а как вы мыслите музей?

Там будет небольшой кинозал — чтобы поймать атмосферу. Я, кстати, нашел откидные кресла того времени. Конечно, будут фотографии, артефакты, афиши. Я собрал афиши всех фильмов Эйзенштейна и Александрова. Вы знаете, что наши киноплакаты 1920-1930-х — это нереальная мода, которая продолжается уже много десятков лет? Они считаются высшими произведениями плакатного искусства. У меня, например, есть редчайший плакат «Закованная фильмой», который сделал Владимир Владимирович Маяковский. Известно еще два экземпляра, вы не найдете их и за 700-800 тыс. долларов... Но музей я начну строить только после того, как мы выпустим 12 томов, — в ближайшие два года.

 

О самых интересных выставках, концертах, аукционах и других значимых событиях из мира искусства читайте в MY WAY.

Текст: Людмила Буркина

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ

Надежда Лысенко – на Евразийском женском форуме

Героиня нашего недавнего интервью, советник президента МТС по социальным и культурным проектам,...

ПОДРОБНЕЕ

Бахрушинский открывает выставку о Майе Плисецкой

Новая выставка Бахрушинского музея – «Майя Плисецкая. Арена жизни», которая открывается в Люксе...

ПОДРОБНЕЕ