Как получилось, что вы стали гонщиком?
Мне с детства хотелось этим заниматься. Я смотрел гонки по телевизору и испытывал большое желание принимать в них участие. Тем более что меня очень мотивировали мои дедушки. Один из них, папин папа, в 6 лет посадил меня за руль своего автомобиля и научил ездить. Он руководил автосервисом, и мне даже иногда позволялось покататься на парковке на разных машинах друзей деда. А в 8 лет я уже сам возил его на «Ниве» на работу. Из-за меня он даже дважды лишался прав.
Но это и правда очень смелый поступок. Видимо, дед был в вас уверен?
Думаю, был уверен. Сначала он разрешал мне ездить только на лесных дорогах, проселочных. У них была своя пасека – до нее было ехать 40 км через лес. Там я и познавал азы управления автомобилем. А второй дедушка, мамин папа, возил меня с собой на соревнования по автокроссу. Он любил автоспорт – как зритель и болельщик.
А когда вы стали выступать в гонках в качестве участника, а не зрителя?
Когда учился в 10 классе. В моем родном Новоуральске, маленьком закрытом городе, была станция юных техников, где мы с ребятами собирали гоночные карты из старых запчастей. Помню, отец подарил мне на день рождения мотоцикл «Минск», и я с этого мотоцикла снял двигатель, чтобы поставить на карт. Выступал я в классе «Союзный» – и достаточно успешно. Всего лишь за одно лето было много подиумов и побед. После первых же региональных соревнований – а это была весна после 11 класса – ко мне подошли руководители университетской команды из Екатеринбурга: «Переходи выступать за нашу профессиональную гоночную команду, с настоящей импортной техникой». Предложение было заманчивое, но я от него отказался.
Почему же?
Потому что к тому моменту уже был зачислен в МГТУ им. Баумана. Дело в том, что я участвовал во всероссийской программе «Шаг в будущее», по которой школьники старших классов предоставляли на конкурс свои научные работы, технические изобретения. С моим изобретением – технологией производства кузовных деталей автомобиля из композиционных материалов – я прошел региональный отбор и выиграл на международной выставке в Москве. У победителей и призеров этой выставки была возможность через льготное тестирование поступить в МГТУ им. Баумана. И я ею воспользовался. Тем более мне сказали, что при кафедре колесных машин, где я собирался учиться, есть раллийная команда. Правда, как потом оказалось, эта команда закрылась 10 лет назад.
И вы ее возродили?
Да. Довольно быстро нашлись энтузиасты-единомышленники, сложилась команда. Нас поддержали научно-производственный центр «Специальное машиностроение» и его руководитель Андрей Евгеньевич Дубин. Нам приобрели первые два карта, на которых наша команда и выступала все то время, пока я учился в университете. Были победы и призы на всероссийских и международных соревнованиях. В какой-то момент меня пригласили выступать за команду «Роснефть» в Кубке России по картингу – кстати, я был первым российским картингистом, который начал получать зарплату, будучи еще студентом. Надо сказать, профессиональный картинг – недешевое удовольствие. Карт в сборе стоит от 5 до 7 тыс. евро. Комплект шин – 200 евро, а на один тренировочный день требуется три комплекта. На сезон выходит значительная сумма. Неудивительно, что фамилии родителей некоторых участников чемпионата России можно увидеть в списке Forbеs.
То есть вам удалось зарекомендовать себя настолько быстрым и перспективным гонщиком, что вашим родителям не пришлось тратить средства на вашу экипировку?
Получается, так. Плюс я помогал ребятам из своей команды добиваться призовых мест – в 19–20 лет уже совмещал работу гонщика и тренера.
«Мы стараемся работать с нашими учениками максимально эффективно – чтобы человек, проведя с нами всего лишь один день, получил новое понимание и ощущение автомобиля»
Удивительно, в столь юном возрасте вы уже были такой мастер, что могли и выступать успешно, и тренировать. А кто же тренировал вас?
Наш тренер на станции юных техников, Валерий Постоногов, предоставлял мне саму возможность тренироваться. Он в основном следил за нашей дисциплиной и давал нам технические знания. Помню, было задание за час разобрать и собрать полностью двигатель от мотоцикла «Минск». Мне удалось это сделать за 40 минут.
Вы хотите сказать, что чемпионская техника вождения сложилась у вас интуитивно?
Возможно, методом проб и ошибок. Может, потому что я с детства за рулем, с механической коробкой передач. Кстати, тогда всех мальчишек дедушки сажали за руль. Правила были не такие строгие, как сейчас. Конечно, по гражданским дорогам дети не должны были ездить – с этим не поспоришь. Но по лесу-то можно, наверное…
В 2008 году появилась программа «LADA нового поколения». Я попал в число пяти перспективных картингистов, которых выбрало руководство спортивного подразделения «АвтоВАЗа». Нам выдали гоночные автомобили LADA Kalina и допустили к участию в Кубке LADA Kalina Sport. Мне удалось с первого же сезона занять второе место в чемпионате. Это было в 2008 году. А в 2010-м с первого же сезона я стал вице-чемпионом в гонках Formula 3 Trophy в Германии. В 2015-м выиграл мировой чемпионат Blancpain Sprint Series.
На тот момент вы уже работали в Академии вождения Mercedes – AMG. Как возникло ваше сотрудничество?
Думаю, ключевым фактором, из-за которого меня пригласили сотрудничать с Mercedes, стали мои результаты на «Формуле-3». Это было по-настоящему серьезное достижение, тем более что у меня отсутствовала предсезонная подготовка – я заранее не знал трасс, на которых предстояло выступать. Вот уже 8 лет я инструктор Академии вождения Mercedes – AMG. Работаю на мероприятиях не только на территории нашей страны, но и за рубежом. Среди моих коллег – пятикратный чемпион DTM Бернд Шнайдер, официальный пилот машины безопасности на гонках «Формулы-1» Бернд Майлендер и другие не менее именитые спортсмены. Для работы в своей академии Mercedes отбирает лучших, и я рад, что мне посчастливилось туда попасть. Нас всего 30 человек на весь мир.
В соревнованиях Blancpain вы участвовали при поддержке Mercedes?
Да, а также шинного бренда Viatti. Я был лицом этого бренда, снимался в рекламе, выиграл спринт-серию чемпионата – этот маркетинговый проект полностью был разработан моей командой, и в том числе благодаря ему бренд стал одним из лидеров рынка среди российских производителей шин. Все началось с того, что журнал «Автомобили» пригласил меня поучаствовать в проекте «Гоночная школа с Алексеем Карачевым». Мы ездили на лучшие автодромы нашей страны и снимали видео: журнал представлял тот или иной автомобиль, а я рассказывал о разных секретах водительского мастерства применительно к конкретным трассам. Генеральным спонсором тогда выступил шинный бренд Kama Euro. Этот проект мы делали два года, а потом спонсоры решили его развивать – и так возник проект с шинами Viatti. Чтобы выступать на соревнованиях, мне приходится тратить много времени на поиск возможностей, взаимодействие со спонсорами, партнерами, рекламодателями. Но это тоже очень интересная работа.
Вы также основатель и тренер Академии вождения Алексея Карачева. Какие задачи она решает?
Абсолютно разные. Моя академия и для новичков, которые только окончили автошколу, – вы же понимаете, что автошколы недостаточно для того, чтобы чувствовать себя уверенно на дорогах общего пользования; и для продвинутых водителей разного уровня, которые хотят повысить свои навыки вождения; и для профессиональных пилотов, которые хотят добиться успеха в серьезных гонках. Среди моих учеников есть победители и призеры Кубка России, различных международных соревнований. Начинающих мы учим азам мастерства – например, чтобы человек знал, что делать, если его занесло на дороге; чтобы он правильно выбирал скорость прохождения поворота и т. д. Лично я в большей степени тренирую профессиональных гонщиков. Но иногда работаю и на площадке – учу новичков полностью контролировать автомобиль во всех ситуациях: при скольжении, торможении, заносах и т. д. Также организую эксклюзивные мероприятия.
Ваши подопечные – люди разного возраста?
И дети, и взрослые, и юноши, и девушки – все. Я авторизованный концерном Daimler инструктор для работы в Академии вождения Mercedes – AMG на всех уровнях, от базовых до высокопрофессиональных, на машинах категории GT3.
Насколько я понимаю, у вас была собственная методика преподавания, до того как вы получили сертификацию в Daimler?
Да, конечно, но в академии Mercedes – AMG приняты определенные стандарты. Поэтому прежде чем начать работать, я год стажировался, ездил на международные мероприятия, набирался опыта. При этом у каждого тренера есть свой стиль. Кроме того, мы все друг у друга учимся, много обсуждаем различные ситуации, как позитивные, так и негативные. И стараемся работать с нашими учениками максимально эффективно, – чтобы человек, даже проведя с нами всего лишь один день, получил новое понимание и ощущение автомобиля.
Неужели этого возможно добиться всего за день?
Да. Мы подбираем такие упражнения, чтобы человек полностью познал автомобиль, во всех его проявлениях. После одного полноценного дня тренинга человек начинает водить уже совсем по-другому, на другом уровне. Даже за час-два можно очень многому научить.
Вы продолжаете выступать как гонщик? К каким целям стремитесь?
Да. В ноябре 2019 года выиграл гонку «24 часа COTA» в Америке на Lamborghini Super Trofeo – это очень быстрые машины класса GT. Поставил лучшее время круга в гонке. Так что я в форме. Моя цель – выиграть чемпионат мира, неважно, в какой дисциплине. Конечно, я всегда мечтал стать чемпионом мира «Формулы-1». К сожалению, пока я далек от реализации этого плана. Но я благодарен судьбе за то, что занимаюсь любимым делом, что у меня есть ученики и партнеры, которые ценят мои умения и навыки. И если мне когда-то придется выйти защищать наш флаг на мировой арене, я сделаю это с максимальным результатом. Я всегда готов.
ФОТО ПРЕДОСТАВЛЕНО ПРЕСС-СЛУЖБОЙ
Интервью с бизнесменами, артистами, путешественниками и другими известными личностями вы можете найти в MY WAY.
Добавить комментарий