Многие музеи уже «высказались» на тему революционного года, включая Музей современной истории России, Третьяковку, Пушкинский. ГИМ открывает выставку только 2 ноября. Вы долго держали интригу. Так было задумано?
Знаете, вопрос дат достаточно сложный. Первым, кто открывал серьезную выставку на эту тему, был Музей современной истории России (бывший Музей Революции. – Прим. ред.). И выход одновременно двух выставок на тему революции неизбежно начал бы рассеивать посетительский интерес. Кроме того, действует фактор готовности – мы делаем достаточно масштабный проект, только площадь экспозиции занимает в общей сложности 1000 кв. м. Ну и наконец, нам действительно хотелось открыть выставку ближе к исторической дате.
Какой точки зрения на революцию 1917 года придерживается музей?
Сейчас акценты на события столетней давности немножко сместились. Раньше мы как бы забывали про Февральскую революцию – буржуазно-демократическую. Для советской идеологии она была лишь предтечей социалистической революции, главным событием виделась Великая Октябрьская. Сегодня у специалистов отношение другое. Они рассматривают все события 1917 года как единый процесс, как Великую российскую революцию. Ведь разрушение Российской империи началось не в октябре, а в феврале. Во многом неопытность, неспособность либерально-демократического крыла российского общества удержать власть и привели к октябрьским событиям. Если бы Временное правительство было более решительным, более последовательным, возможно, никакого переворота в октябре и не случилось бы.
Тем не менее он случился.
Конечно. Как известно, история не терпит сослагательного наклонения. Событиям, о которых мы с вами говорим, уже сто лет. Но мы будем спорить еще очень долго об их причинах, о том, почему такая, на первый взгляд, успешная страна с достаточно динамично развивавшейся экономикой попала в серьезный кризис, который привел не только к колоссальным экономическим последствиям, но, прежде всего, к огромным жертвам, к страшному расколу общества, отголоски которого мы и сегодня ощущаем.
Известно, что «есть у революции начало, нет у революции конца». И все-таки какой временной отрезок вы считаете «революционным»?
Хронологические рамки выставки – с 1917-го по 1934-й, год нового витка массовых репрессий. Революция не заканчивается взятием власти. Она проявляется во множестве социальных, экономических, культурных изменениях, происходящих следом. С этим и связано название выставки – «Энергия мечты». Мы очень долго его обсуждали и сошлись в одном – такое огромное могучее государство, как Российская империя, могла разрушить только невероятно мощная энергия, сравнимая с энергией ядерного взрыва. А как мы прекрасно знаем, энергия бывает положительной и отрицательной: она может давать мощный импульс к развитию, а может уничтожать все на своем пути. То же самое случилось и в нашей стране. Главной революционной силой было стремление человека к лучшему. Были прекрасные лозунги, придуманные, кстати, отнюдь не марксистами, – свобода, равенство, братство. Люди поднимали экономику, строили заводы, электростанции, развивали науку. Но власть использовала эту светлую энергию в своих целях, для решения своих задач, и эта энергия обернулась черной разрушительной силой, которая подминала все – общечеловеческие ценности, веру... Вспомните итог 1991 года – ведь почти никто в то время не выступил в защиту прежнего строя, коммунистической идеологии. Потому что энергия была выработана, исчерпана.
Зато сейчас столько говорят о том, как было хорошо в Советском Союзе.
Понимаете, обществу свойственно забывать плохое, а видеть и вспоминать только хорошее. Но обязанность историка – напоминать ему объективную правду. Да, люди жили, работали, героически защищали страну в годы войны и поднимали ее из руин – для себя, своих детей, для будущих поколений. Обратитесь к истории своей семьи и увидите историю страны – практически в каждой большой семье были и правые, и левые, и белые, и красные. И все это наша общая история, о которой мы должны помнить и впредь не допускать повторения тех страшных испытаний, через которые прошла наша страна.
Что для вас значит показать исторические события объективно?
Это значит абстрагироваться от своих политических взглядов и постараться показать историю именно такой, какой она была, не скрывая ничего. Нам в этом смысле проще. Мы работаем с материальными памятниками, а они не лгут. В то же время есть проблема, связанная с тем, что за десятилетия советской власти музеи собирали в основном то, что подтверждало правоту победившей стороны. А то, что относилось к оппонентам, либо не комплектовалось вообще, либо комплектовалось с точки зрения критического показа. И сейчас нам приходится решать сложную задачу – как уравновесить эти позиции. Да к тому же еще и все это интересно подать.
Многие ли вещи на выставке будут показаны впервые?
Практически все, что будет выставлено, демонстрировалось крайне редко или не экспонировалось совсем. По разным причинам. Например, многие художественные произведения из-за смены идеологического курса попадали в спецхран. Это, в частности, относится к иконографии Сталина.
Впервые мы покажем комплекс предметов, связанных с белогвардейским движением, – мы делаем первый шаг, предвосхищая выставку 2018 года о Гражданской войне.
Один из ярких примеров – огромное полотно художника Соколова-Скаля «Штурм Кремля». Для Москвы события октября 1917-го были страшным потрясением. Сам по себе расстрел Кремля – главного национального символа – настоящая трагедия. Кстати, на экскурсии в Покровском соборе вам обязательно покажут следы от попавших в него снарядов – увы, не пощадили даже эту уникальную святыню.
Его вроде потом хотели снести?
Знаете, никаких документальных подтверждений этому нет. Все-таки не решились снести. Может, это тот же случай, что и с надвратными иконами на Никольской и Спасской башнях Кремля, которые были не уничтожены, а закрыты.
Понятно, что такое распоряжение мог отдать только один человек... В нашем сознании Сталин и Ленин – это настолько бронзовые образы, в которых не осталось ничего реалистического. Будут ли на выставке материалы, показывающие их живыми людьми?
К счастью, рукописи не горят. Мы обратились к нашим партнерам – Государственному архиву РФ, Российскому архиву социально-политической истории, Центральному архиву ФСБ, которые предоставили нам уникальные, прежде закрытые документы: письма, распоряжения, указы. Они будут специально подготовлены, и посетители выставки сами смогут ознакомиться с тем, что там написано, и сделать свои выводы. А что касается «металлических», незыблемых образов вождей, то они создавались целенаправленно, по заказу властей, причем лучшими представителями художественной элиты. У нас в фондах хранится более 100 эскизных бюстов Ленина работы скульптора Андреева, которые друг друга не повторяют. Но и эти памятники имеют мало общего с реальным человеком. Кстати, мало кто знает, что у Ленина была Библия, которая была ему подарена и с которой в конце жизни он не расставался. То, как формировался образ Ленина, мы показывали несколько лет назад на выставке «Миф о любимом вожде». Там же экспонировались карточки с буквами, простейшими словами, картинками, по которым Крупская учила Ленина говорить после инсульта.
Покажете ли вы экспонаты бывшего Музея Ленина?
Конечно. Сейчас мы не разделяем эти коллекции – нашу и бывшего Музея Ленина, это общие фонды. Музей Ленина всегда входил в структуру ЦК КПСС на правах отдела Института марксизма-ленинизма. Это было идеологическое учреждение, выполнявшее определенные идеологические функции. Интересно, что когда его упразднили, то во время передачи фондов мои коллеги столкнулись с тем, что здесь не было даже классического музейного учета. Он существовал по совершенно иному принципу. Большая часть экспонатов на выставке происходит именно из этой знаменитой коллекции.
Наверное, главный хит этой коллекции – ленинский Rolls-Royce?
Он стоит у нас на постоянной экспозиции, логистика которой выстроена так, что каждый посетитель, покидая главное здание Исторического музея, мимо него не пройдет. Там не только автомобиль, но и пальто Ленина со следами пуль после покушения.
Вы сказали, что выставка должна быть интересно подана. Что ждет посетителя?
Создание музейной выставки – это отчасти театр. Каждая выставка должна иметь оригинальное художественное оформление. Для работы над выставкой «Энергия мечты» мы пригласили архитектора Владимира Плоткина, известного своими интересными проектами. В частности, он работал над выставкой «Оттепель». Естественно, подготовлен и сопутствующий мультимедийный контент. Нам предоставили свои материалы Третьяковская галерея, Музей архитектуры им. Щусева, Российская Государственная библиотека. И я надеюсь, что нам удастся показать новые, неизвестные грани этого глобального исторического события, которое оказало влияние не только на нашу страну, но и на весь мир.
Добавить комментарий