Алексей Семенов в 2005 году пришел на должность экономиста в центральном офисе Поволжского филиала ПАО «МегаФон». Затем стал начальником отдела бизнес-анализа и управления рисками. Позднее – директором компании «МегаФон» в Республике Марий Эл. С 2009 по 2012 год возглавлял компанию «МегаФон-Таджикистан». С 2012 по 2015 год, когда г-н Семенов занимал должность директора Северо-Западного филиала ПАО «МегаФон», компания укрепила лидерские позиции по доле рынка на территории региона. С октября 2012 года – член правления ПАО «МегаФон». С сентября 2015-го – директор Столичного филиала ПАО «МегаФон».
Алексей, есть ли принципиальная разница в подходах и работе в Москве в сравнении с другими регионами?
С технической точки зрения Москва – самый сложный и самый нагруженный фрагмент сети, приходится учитывать плотность застройки в городе, быстрые изменения ландшафта, необходимость установки оборудования всех стандартов (2G/3G/4G) на каждую базовую станцию. Много и других интересных особенностей. Например, в Москве самое большое количество людей в России перемещается под землей, то есть в метро.
В Москве самое большое количество высотных зданий, и офисных, и жилых. Проще говоря, обеспечение связи в больших и сложных зданиях имеет свои особенности.
Можете привести пример?
Скажем, необходимо наладить связь в большом бизнес-центре, специально для этого здания делается отдельный уникальный проект indoor-покрытия, наши специалисты просчитывают все детали, изучают возможную нагрузку на сеть, тестируют. Организация мобильной связи только в одном таком здании может стоить десятки миллионов рублей. В Москве очень много таких крупных indoor’ов, крупных помещений с большим потоком людей: торговые центры, стадионы, бизнес-центры. Москва – это комплекс индивидуальных решений, и здесь, в отличие от небольшого города, недостаточно просто равномерно расставить базовые станции.
Какие еще чисто столичные факторы приходится учитывать?
Есть расхожее выражение, что Москва постоянно находится в движении, но мы как оператор связи вкладываем в эти слова несколько иной смысл: для нас это движение означает передвижение наших абонентов. Места скопления большого количества людей в течение дня меняются кардинально. Допустим, утром и вечером – это дороги, люди едут на работу, днем – это бизнес-центры в центре города, где люди работают; вечером – это дома, где люди живут. У нас даже есть такое понятие – «часы наибольшей нагрузки». В Москве этот так называемый ЧНН и географически, и по времени за день перемещается несколько раз. И наша задача – на протяжении всего дня предоставить абоненту качественную голосовую связь и передачу данных. Порой это непросто: в Москве три крупных игрока рынка сотовой связи и высокий уровень конкуренции, но в итоге от этого в выигрыше остается наш абонент!
Вот как? За счет чего это происходит?
Абоненту подчас нужны диаметрально противоположные вещи: приезжему из другого города – выгодная цена на звонки в свой регион, жителю области – передача данных по дороге на работу, кому-то еще – безлимитная связь. Мы стараемся предоставить лучший сервис всем нашим клиентам. Как нам кажется, у нас это получается: у «МегаФона» в Москве лучшая сеть четвертого поколения – инфраструктура включает более 6000 базовых станций, технология LTE доступна не только в Москве, но и в более чем 80 городах Подмосковья, а всего базовых станций по всему Московскому региону – более 24 тысяч.
Вы упомянули о передвижении абонентов под землей. А как обстоят дела с покрытием Московского метрополитена? В течение нескольких последних лет у всех операторов связи были сложности с модернизацией сети в метро, однако сейчас противоречия позади, достигнуты договоренности, и работа в данном направлении возобновлена. На текущий момент эту работу можно условно разделить на три части. Первая задача – обеспечить связью вновь построенные станции метро и при запуске новой станции метро, соответственно, сразу же обеспечивать на ней связь. Нам это успешно удается. Например, на станциях «Саларьево», «Румянцево», «Котельники» и «Тропарево», помимо голосовой связи, уже успешно запущена сеть четвертого поколения. Вторая задача – модернизировать оборудование на всех работающих 184 станциях метрополитена, потому что со времен установки оборудования для стандартов 2G и 3G колоссально изменился объем потребляемого трафика, в десятки раз возросла нагрузка на сеть. На данном этапе планируется не только модернизация 3G, но и обеспечение связью четвертого поколения всех станций метро. И, наконец, третье направление – обеспечить связь в туннелях. Это является действительно актуальной проблемой в метро, используется другая технология, нежели для обеспечения связью самих станций. Наши технические специалисты работают по всем трем направлениям. Я уверен, что вскоре, после модернизации оборудования, москвичи и гости столицы заметят позитивные изменения.
Как стать лидером на рынке связи?
Я думаю, нет универсального секрета. С течением времени способы и методы достижения этого лидерства очень сильно изменились – такова уж наша отрасль. Допустим, лет 15 назад лидером на рынке можно было стать, если успевал обеспечить связью тот регион, где до этого не было конкурентов, то есть вообще никакой связи. Сейчас сложно представить, но такие времена прошли относительно недавно. И лидерство в отрасли тогда не особо зависело от количества базовых станций, от мощного покрытия, важно было оказаться первым в регионе. Через какое-то время, когда все ключевые операторы вошли во все регионы, большое значение стало иметь покрытие сети. Сегодня обеспечить лидерство на рынке связи можно только комплексной работой по многим направлениям.
Какие же из них, на ваш взгляд, самые главные? Во-первых, это опережение технологий. «МегаФон» в этом смысле действует достаточно последовательно, мы первыми на рынке запустили сети 3G и 4G, мы показываем самые высокие скорости передачи данных первыми. Во-вторых, качество базовых услуг: голосовая связь, СМС, передача данных. Опять же с течением времени требования к качеству услуг очень сильно растут. Если раньше, покупая мобильный телефон, человек приходил домой и понимал, что связь в квартире «не ловит», то он спокойно выходил на балкон поговорить или на улицу и был искренне рад тому, что теперь может быть независим от стационарного телефона. Сегодня абоненты требуют принципиально другой уровень качества. Представьте ситуацию: человек разговаривает по мобильному, заходит в лифт, спускается на минус 2 этаж, где припаркован его автомобиль, и вдруг звонок обрывается! У него это вызывает негодование, наши абоненты привыкли к другому уровню качества. Поэтому мы делаем все, чтобы максимально успевать за изменяющимися потребностями абонентов и опережать их. Пока что факты говорят о том, что у «МегаФона» это получается.
Сейчас некоторые авиакомпании разрешают пользоваться на бортах мобильными средствами даже во время взлета и посадки. Как вы к этому относитесь?
На мой взгляд, вопрос о выключении мобильного устройства на борту самолета имеет две составляющие. Первое и, наверное, самое важное – это безопасность. Насколько мне известно, включенные мобильные устройства на борту самолета никак не могут повлиять на работу современного авиационного оборудования. Но этот вопрос лучше адресовать специалистам по авиационной безопасности. Второй аспект – обеспечение связи на борту. «МегаФон» был первым в России, кто запустил подобный проект в 2010 году. Естественно, технология предоставления связи на борту самолета совершенно иная, чем на земле.
Во время полета самолет не может получать сигнал с базовой станции на земле. В самолетах были установлены базовые станции IP Access стандарта GSM-1800, техническое решение, которое было реализовано совместно с нашими партнерами по проекту.
Для нас это был очень интересный и новый по своей сути проект, и мы считаем его успешным для того времени.
Но после анализа результатов стало очевидно, что бизнес-модель обеспечения сотовой связи на борту самолета отличается от бизнес-модели оператора, который работает на земле. Согласно подобной мировой практике существуют отдельные телеком-компании, которые занимаются исключительно таким видом бизнеса и совместно с авиакомпаниями развивают подобные проекты самостоятельно. Сейчас реализация проекта приостановлена, наши приоритеты и усилия в бизнесе направлены на другие технологии.
Могли бы вы спрогнозировать будущее? Как будет развиваться рынок услуг связи?
На самом деле, мы в «МегаФоне» будущее прогнозируем постоянно вот уже на протяжении 23 лет существования компании. Будущее, как известно, зависит от нас. Как я уже упоминал, телеком-отрасль – та сфера, где предложение просто обязано опережать спрос, иначе не будет движения вперед, к новым технологиям: иначе будущего не будет. Например, «МегаФон» первым запускал сеть четвертого поколения, это было буквально через год после мировой премьеры технологии. Я хорошо помню, как в 2012 году в Питере мы проводили пресс-конференцию по запуску LTE, и наши профильные журналисты недоумевали, зачем мы это делаем, для кого мы это делаем, так как это ведь колоссальные затраты и вложения в сеть. На тот момент практически не было устройств, которые работали в сетях 4G, это был тот самый случай, когда предложение опережало спрос, и совсем небольшое количество устройств поддерживало эту технологию.
Теперь технология LTE плотно вошла в нашу жизнь и стала нормой. Конечно, будущее за передачей данных, это несомненный драйвер роста, а значит, операторы продолжат совершенствовать сети, стремясь предложить клиентам самые высокие скорости.
Думаете ли вы уже о сети пятого поколения?
5G – это наше ближайшее будущее. Такого стандарта на сегодня еще нет, описание сети нигде не сформулировано и не задокументировано. Но тем не менее многие мировые производители занимаются исследованием в этом направлении. В июне этого года «МегаФон» первым в России и одним из первых в мире провел испытание мобильной передачи данных на скорости в 1 Гбит/с. В ходе первого в России тестирования мобильной передачи данных на скорости 1 Гбит/с использовались сетевое и терминальное оборудование Huawei и прототип абонентского устройства на базе модема Qualcomm Snapdragon X16 LTE. Пиковая скорость загрузки данных на оборудовании Huawei во время тестирования составила 1,24 Гбит/с.
Зачем вообще нужна технология 5G?
Несомненно, это важный шаг на пути к интернету вещей – когда большое количество разных бытовых предметов, которыми мы пользуемся, будут так или иначе связаны с интернетом. Если пофантазировать, то, например, зубная щетка будет делать самостоятельный заказ в интернетмагазине, чтобы заменить насадку.
Количество вещей, подключенных к интернету, будет расти в геометрической прогрессии. Сеть 5G будет позволять иметь на единицу площади практически неограниченное количество таких устройств, чего не позволяют текущие сети.
Еще одна важная особенность этой технологии – минимальная задержка установления связи, так называемый PING. С точки зрения бизнеса возможности у 5G будут колоссальными. Допустим, при общении по видео-конференц-связи мы замечаем минимальную задержку. Мы начинаем перебивать друг друга или одновременно начинаем говорить из-за такого небольшого «лага».
Что изменится при 5G? Задержки не будет?
Совершенно верно. Общение будет происходить будто вживую. Такая возможность привнесет значительный вклад, например, в медицину. Можно будет сделать онлайн-операцию, представляете? Когда пациент и врач географически находятся в разных местах или городах. Допустим, перед хирургом стоит большой экран, у него есть какие-то виртуальные перчатки со скальпелем. И когда он начинает двигать рукой, тут же на мониторе в режиме реального времени без задержек видны его действия. Это будет время 5G – принципиально новых возможностей с точки зрения коммуникаций. Сегодня это звучит, быть может, странно, но через каких-нибудь 10 лет это станет реальностью.
Какова ваша стратегия в работе с корпоративными клиентами?
«МегаФон» для корпоративных клиентов уже давно стал поставщиком универсальных услуг связи и конечных решений. Сейчас у корпоративного клиента есть потребность получить комплекс услуг для своего бизнеса: и мобильная связь, и фиксированная связь, и короткая нумерация, и т.п. Корпоративные клиенты хотят иметь возможность отслеживать местоположение сотен своих сотрудников, и мы можем это сделать для них. Те, кто пользуется фиксированной связью, хотят иметь не просто интернет, но и защиту от вирусных атак. «МегаФон» усилил защиту своих корпоративных клиентов от DDoS-атак, что малому предприятию сделать своими силами может быть сложно. Теперь клиенту не нужно самому обращаться за помощью – атака будет устранена инженерами технической поддержки в течение 15 минут. Сегодня клиенты хотят иметь не просто офисную АТС, дозвониться до которой можно по московскому прямому номеру, но также правильную переадресацию в связи с индивидуальными запросами. Или, скажем, недавно «МегаФон» обновил тарифную линейку «Корпоративный безлимит», расширив список базовых услуг и сделав процесс подбора индивидуального тарифа еще более гибким и удобным. Теперь корпоративные клиенты компании могут сконфигурировать оптимальный для себя тариф онлайн, указав желаемый объем голосового трафика и мобильного интернета, а также выбрав зону действия для каждой услуги. Иными словами, стратегия работы с корпоративными клиентами заключается в том, что мы предоставляем не просто мобильную связь, а комплексные и конечные решения в области телекоммуникаций.
У вас большой опыт работы в разных регионах России. Расскажите немного о специфике такой работы?
В моем понимании в России не существует понятия одного рынка мобильной связи. В каждом субъекте РФ – свой рынок мобильной связи. Конечно, у них есть общие тренды, некоторые общие потребности, но у каждого региона своя специфика, которую, безусловно, необходимо учитывать при работе: профили потребления, предпочтения абонентов, уровень доходов населения, территориально-географические особенности и много другое. То есть существует достаточно большой набор уникальных параметров, которые так или иначе влияют на то, что собой представляет местный рынок. На мой взгляд, добиться успеха на региональных рынках можно только лишь при условии, что будут учтены все специфические особенности. «МегаФон» силен своими региональными отделениями. Нашим конкурентным преимуществом, позволившим завоевать многие региональные рынки, всегда было то, что люди на местах имели определенную степень свободы и возможность оперативно подстраиваться под местную специфику.
Самые важные аргументы – почему надо выбрать именно «МегаФон»?
«МегаФон» – это технологический инноватор, который в России первым запускает наиболее передовые технологии. Наши абоненты по всей стране могут быть уверены, что всегда будут на связи. Ну и, конечно, у «МегаФона» самые высокие скорости передачи данных, так как мы имеем наиболее масштабную сеть LTE в стране. Мы считаем, что ключевой задачей является обеспечение качественных базовых услуг, то есть возможность абонента всегда и везде совершить звонок или воспользоваться высокоскоростным интернетом. Очень важно, что покрытие нашей сети существует не только в местах сосредоточения людей, но и в отдаленных уголках страны. Если вы хотите быть на вершине технологического прогресса, то вам с нами по пути!
Добавить комментарий