Дмитрий, в этом году ваша компания отмечает 25-летний юбилей. По сути, на ваших глазах и с вашим участием зарождался «новый русский» туризм. С чего все начиналось?
Когда мы открывали компанию, был разгул шоп-туризма. В те же Эмираты люди ехали только для того, чтобы что-то купить. Даже до шуб тогда еще дело не доходило – брали какую-то электронику, «видеодвойки» и тому подобное. Помню, когда люди выбирали отели, то обязательным требованием был склад, чтобы сгрузить туда все это до отправки в Москву. А нам уже тогда хотелось, чтобы люди думали не о том, как поскорее «отбить» поездку, а о том, чтобы получить от путешествия удовольствие, увидеть что-то новое – чего нет в нашей стране, прикоснуться к мировой культуре. Собственно, отсюда и возникла идея названия нашей компании – «АРТ-ТУР». Мы одними из первых стали предлагать туры на Крит, Корфу, Родос, Кос. Нас так воодушевляло то, что можно посылать людей не только в Салоники за шубами, но и в такие замечательные места. До сих пор греческие острова – одно из моих любимых направлений.
Вообще, на протяжении всей нашей 25-летней истории мы старались продавать только такие туры, которые сами захотели бы купить.
Думаю, для себя вы выбирали лучшее?
Конечно. Сегодня нас хорошо знают как партнеров наиболее известных в мире, дорогих цепочек отелей. Но мы готовы предложить и относительно бюджетные туры. Другое дело, что есть рубеж, ниже которого мы не опускаемся никогда. Прежде чем предлагать продукт, мы должны убедиться в его качестве.
Ваша компания хорошо известна на рынке luxury-туризма. Что отличает этот сегмент, помимо немалой стоимости услуг?
Прежде всего – внимание к деталям. Важно не то, сколько карат в позолоте люстры, которая висит у вас в номере, а то, какой уровень сервиса предоставляет этот отель, насколько радушно, щедро, хлебосольно встречает гостей. Есть много отелей, которые заранее узнают у операторов о предпочтениях клиентов. Например, одна наша клиентка очень любит авокадо. И когда она приезжает в отель, то, помимо фруктовой вазы, ей всегда приносят авокадо. Это мелочи – но они, что называется, «делают ваш день»! Вы звоните на ресепшн, а к вам обращаются по имени. В свой предыдущий приезд вы выбрали именно такую подушку, и теперь вам по умолчанию приносят такую же. Внимание к подобным деталям – прерогатива luxury, во многом благодаря этому гости возвращаются в один и тот же отель снова и снова. Безусловно, сервис такого уровня требует своей логистики и стоит денег. Недаром в отельном бизнесе принят коэффициент численности персонала. Недавно я ужинал с генеральным менеджером одного отеля в Мексике – так вот у них этот коэффициент равен 6. На 200 гостей приходится 1200 человек персонала. К сожалению, на многих курортах, в том числе и наших, этому показателю придают наименьшее значение. Там скорее озаботятся убранством холла, например, – чтобы произвести первое впечатление. Но опытные, требовательные клиенты, так называемые smart customers, обращают внимание именно на детали.
Это какая-то новая категория туристов?
Это мои самые любимые туристы. Для них типичен более рациональный подход к luxury. Если, к примеру, они едут в Европу и 18 часов в сутки собираются проводить вне отеля, то в первую очередь руководствуются его месторасположением, а не уровнем роскоши – хотя могут позволить себе очень дорогое размещение. Smart customers – это туристы, которые уже побывали на пляжах разных стран мира, «насытились» такого рода впечатлениями и теперь отправляются в экспедиции – на Галапагосы, в джунгли Амазонии, в пустыни Намибии, путешествуют по сложным комбинированным маршрутам, таким как, например, Мьянма – Лаос – Вьетнам – Камбоджа. Люди перестали бояться дальних перелетов, они теперь хотят открывать для себя новые страны – в Африке, Азии, Латинской Америке. Не каждая из этих стран может предложить роскошные варианты размещения, но люди готовы провести несколько ночей в более скромных условиях – именно для того, чтобы больше увидеть и узнать.
То есть такие путешествия сейчас в тренде?
Да, это модная тема. Сегодня выложить в инстаграме фото на фоне Пизанской или Эйфелевой башни – уже не круто. Хочется какого-то адреналина, кайфа, какой-то безумной красоты природы. Кстати, даже в мейнстримных направлениях можно найти, что называется, «авторское кино». Мы видим по статистике продаж, что, например, в США в основном все едут в Нью-Йорк, Лас-Вегас, Лос-Анджелес и Майами. Но ведь можно поехать в Йеллоустоун или в Гранд-Каньон. И не просто пролететь над ним на вертолете, а отправиться в поход с ночевкой, с палаткой, увидеть звездное небо из каньона – такие впечатления останутся на всю жизнь. Людей, которые выбирают такие маршруты, становится все больше.
Ваша компания официально представляет в России Le Boat – крупнейшую европейскую компанию по прокату речных судов. Это тоже сейчас модно – путешествовать по рекам?
Я большой фанат такого вида отдыха. Лет 20 назад мы арендовали кораблик, чтобы пройти по каналам через четыре великие реки Франции. Когда первый раз шли по каналу в Бриаре, соединяющему Луару и Сену, у нас буквально «сносило крышу». Только представьте: вы идете на корабле по каналу, который находится на мосту, рядом идут пешеходы, а под мостом течет река. Я считаю, это потрясающий вид каникул и лучший семейный вариант тимбилдинга. Ведь в таком круизе у каждого есть свои обязанности: папа – капитан, сын – юнга, мама отвечает за быт и уют, дочь ей помогает. При этом у вас полная свобода. Вас никто не стесняет – на борту нет посторонних людей. Вы сами решаете, где и надолго ли вам пристать. И это не такой дорогой отдых. Аренда небольшого катера на неделю на четырех человек может стоить €700–2500 в зависимости от сезона.
Чтобы управлять судном, требуются специальные навыки?
Права не нужны. Достаточно инструктажа, который проводят для вас сотрудники компании. Опыт показывает, что первый день люди пребывают в шоке, но потом окончательно влюбляются в такой вид путешествий. Тем более, что это прекрасный способ изучить настоящую Европу. Ведь та же Франция – это не только Париж и Лазурный Берег, но и Бретань, и Нормандия, и Луара... Кроме того, когда вы едете по Европе на машине, то вы ничего не видите – все самое красивое находится подальше от автострад. С лодкой все наоборот – замки, дворцы, видовые рестораны располагаются ближе к реке.
Сейчас многие туристы сами составляют туры, покупают билеты, бронируют жилье. Что вы можете противопоставить такой «самодеятельности»?
Есть несколько возражений. Во-первых, представление о том, что так можно серьезно сэкономить, – это миф, основанный на опыте общения с непорядочными агентами. Весь турбизнес построен на комиссионной основе. Оператор делится комиссионными со своим агентом, и агент должен продать тур не дороже, чем он выставлен на сайтах отелей или авиакомпаний. Просто нужно обращаться к грамотным агентам. Во-вторых, сегодня для многих людей один из определяющих факторов – время. Можно изучить все сайты, но вы потратите уйму времени, а сэкономите максимум $50. Не проще ли обратиться к специалистам? В-третьих, грамотные агенты оказывают услуги по хэндлингу, то есть ведут вас. Они отслеживают задержки рейсов, они в курсе всех местных реалий – от извержений вулканов до забастовок, контролируют вопросы безопасности. Вы всегда можете позвонить турагенту и на родном языке поделиться своей проблемой.
А как вы сами любите отдыхать, кроме речных круизов?
По-разному. Знаете, мы давно продаем Мальдивы. Но сами оказались там всего лет пять назад. Я думал, что это скучно – жить на маленьком острове. Как сказал один генеральный менеджер отеля, когда его спросили, чем бы заняться после завтрака: «В принципе вы можете обойти остров, но минут через 20 будете свободны». А когда мы наконец прилетели на Мальдивы, я ощутил, что время здесь течет как-то иначе. Вы погружаетесь в медитативное состояние и не замечаете, как проходят дни. Нигде так не отдыхают мозги. Второй вариант – активный отдых, те же экспедиции, сложные маршруты.
Мы, например, взбирались на Арарат – на высоту 5137 м! Ездили на джипах по Намибии. Дюны, саванна, джунгли, животные – это очень красивая и безопасная страна.
Прошлым летом были на Аляске – как раз 150 лет назад Россия продала ее Америке. Там осталось много русских православных церквей. О России напоминают и названия улиц – типа Malakhoff-стрит. Чувствуется, что люди дорожат историей. Третий вариант – Дубай. Как южный человек я всю зиму тоскую по солнцу. Еще до Нового года живу, как ребенок, ожиданием праздника. А в конце января уже не выдерживаю и еду в Дубай. Полежу часик-другой на солнышке – и мои «батарейки» вновь заряжены!
Получается, Дубай для вас – место силы?
Пожалуй. В первый раз я был там 25 лет назад. С тех пор летаю туда три-четыре раза в год, и каждый раз Эмираты меня удивляют. Они постоянно развиваются в лучшую сторону: самое высокое здание, самое крутое шоу, самые замечательные фонтаны...
А что касается России?
У нас в планах Алтай, куда мы поедем в июле компанией из 12 человек. Мне очень нравится Байкал. До Камчатки я еще не доехал, но, побывав на Аляске, убедился, что надо бы туда добраться. К сожалению, Камчатка не так легко доступна с точки зрения логистики. Кстати, те же круизные компании, которые делают туры вокруг Аляски, иногда заходят и в порты на Камчатке. Это тоже вариант. В любом случае, куда бы мы с вами ни отправились, я думаю, что тур должен быть тщательно «скроен по фигуре» опытным «закройщиком»-турагентом. Тогда путешествие будет восприниматься как искусство и приносить радость и воодушевление. Горжусь тем, что «АРТ-ТУР» вот уже 25 лет выполняет эту благодарную миссию.
О самых интересных выставках, концертах, аукционах и других значимых событиях из мира искусства читайте в MY WAY.
Добавить комментарий