Александр Генис как-то сказал, что Вуди Аллен создал новый тип кинематографа – «порнографию недвижимости». Мастер начал с Нью-Йорка, который благодаря ему считается теперь самым романтичным городом Нового Света, а затем произвел апгрейд европейских столиц, казалось бы, в этом совсем не нуждавшихся. Причина того, что он снимает в Барселоне, Париже и Сан-Себастьяне, проста: в Старом Свете Вуди любят больше, чем у него на родине. В Америке он почти персона нон-грата: после женитьбы на одной приемной дочери и особенно после обвинений в сексуальных домогательствах в его адрес от другой. Такое в мире новой голливудской этики не прощают – даже очень пожилым гениям, даже за давностью лет.
Европа в этом плане более толерантна – и Аллена по-прежнему ждут в любом городе по другую сторону Атлантики. Сам режиссер не скрывает, что его роман с Европой – не только по любви, но и по расчету. «Давайте по-честному. Во всем виноваты деньги, – признается он. – Сначала был «Матч-пойнт». Мне дали бюджет на съемки в Лондоне, а потом стали звонить из Парижа, Барселоны и Рима. Я снял три или четыре десятка фильмов в Нью-Йорке, даже уже не помню, сколько точно. И вдруг пришлось адаптироваться к совершенно новому окружению, которое я бы никогда не открыл для себя, если бы не стечение обстоятельств. Это дает свежесть взглядов и пополняет копилку идей. И я буду снимать в Европе до тех пор, пока это идет на пользу моим фильмам и пока кто-то готов финансировать эту затею».
Действие нового фильма Вуди – «Фестиваль Рифкина» – происходит в испанском Сан-Себастьяне. Ходили слухи, что Аллен мог выбрать между Копенгагеном, Стокгольмом и Мюнхеном – его бессменный «европейский» продюсер Летти Аронсон вел переговоры с представителями всех этих городов, выбирая, кто даст более щедрые субсидии. Но сам Вуди сейчас говорит о том, что выбор с самого начала был определен. Во-первых, именно с Сан-Себастьяна началось его «большое европейское турне» в начале нулевых – в 2004-м он привез на местный кинофестиваль свой фильм «Мелинда и Мелинда». Во-вторых, в Сан-Себастьяне есть все для прекрасной жизни – климат, пляж, вкусная еда и джаз (в Сан-Себастьяне проводится один из главных джазовых фестивалей в Европе). И, конечно, это очень кинематографичный город – здесь проходит знаменитый кинофестиваль, на котором в свое время «открыли» имена Фрэнсиса Форда Копполы и Терренса Малика.
В «Фестивале Рифкина», как почти во всех европейских фильмах Вуди, город проверяется на прочность заезжими американцами: в центре сюжета – супружеская пара, приезжающая в Сан-Себастьян, чтобы посмотреть кино и поваляться на знаменитом пляже Сурриола. Но вместо этого герои неизбежно попадают под влияние нового места и поддаются новым соблазнам – прежде всего, любовным.
Это тоже вечная тема для Аллена – он считает, что город может открыться чужаку, только если тот откроется ему в ответ.
Лондон, Барселона, Париж и Рим режиссеру уже открылись. Пройдем же вслед за героями теми же маршрутами – пусть пока и виртуальными.
Лондон: «Матч-пойнт»
Вообще-то Вуди снял в Лондоне целых три картины – «Матч-пойнт», «Сенсацию» и «Мечту Кассандры». Но первый взгляд – самый свежий, и именно «Матч-пойнт» можно назвать «самым английским» его фильмом. Для Аллена это город больших денег, к которым стремится главный герой, инструктор по теннису Крис Уилтон (Джонатан Рис-Майерс). Он работает в частном спортивном клубе Queen’s Club, потом, благодаря полезному знакомству и богатой невесте, примеривается к службе в знаменитом небоскребе Мэри-Экс, где находятся крупнейшие страховые и инвестиционные компании Великобритании. Уилтон любит искусство – или, по крайней мере, делает вид, что любит. Слушает оперу в Ковент-Гарден, постигает современное искусство в Тейт Модерн, назначает свидание любовнице у легендарного кинотеатра Curzone Mayfair, где с 1930-х годов показывают интеллектуальное кино. В кадре можно увидеть и мост Блэкфрайерс, и граффити Бэнкси «Девочка с шариком», мимо которого Уилтон проходит, занятый своими мыслями, совершенно не обращая внимания на шедевр. Нувориш Уилтон уже многое может себе позволить – и фирменные поло из флагманского магазина Ralph Lauren в Южном Кенсингтоне, и обеды в Brasserie Max при отеле Covent Garden. Более демократичные заведения, которые мелькают в фильме: знаменитая Locanda Locatelli (детище Джорджио Локателли, самого известного итальянского повара в Лондоне), Julie’s на Портленд-роуд (наиболее популярны места на террасе) и The Audley Pub на Маунт-стрит (вслед за Скарлетт Йоханссон и Джонатаном Рис-Майерсом здесь пил пиво, например, Барак Обама).
Барселона: «Вики Кристина Барселона»
Две американки приезжают в Барселону и немедленно теряют представление о приличиях: обе заводят роман с женатым (!) художником. Это, наверное, самый сексистский, но и самый обаятельный «поздний» фильм Вуди Аллена, в котором стремительно развенчиваются новые моральные стандарты. И еще это глянцевый портрет города, в рекламе не нуждающегося вовсе. Героини изучают церковь Саграда Фамилия и еще одно творение Гауди, Каса Мила (La Pedrera), гуляют по Рамбле (куда ж без нее!), где продаются свежесрезанные цветы и в клетках поют канарейки, заглядывают на рынок Бокерия, катаются на аттракционах и едят сахарную вату в парке Тибидабо. С мачо-художником девушки знакомятся в Фонде каталонского художника Антонио Тапиеса (Fundación Antoni Tàpies), а потом ужинают с ним в ресторане Els Quatre Gats, расположенном в готическом особняке с 1897 года (меню оформлял, между прочим, юный Пикассо). Считается, что тут лучший в городе хамон и отличный фирменный «крема каталана».
Вообще, в «Вики Кристине…», как и во всех европейских фильмах Вуди, пища духовная и пища телесная играют обоюдно важные роли. Поэтому Парк Гуэль и Музей современного искусства на площади Ангелов перемежаются сценами в культовом баре Marsella (основан в 1820 году, среди завсегдатаев значились Пикассо, Дали и Хемингуэй) или в аристократическом Café Vienes. В первом нужно заказывать абсент (официанты уже привыкли – спросят при входе: «Абсент?» и даже не предложат меню), во второе – приходить вечером на джаз (в последний съемочный день Вуди закатил тут концерт со своей Woody Allen Jazz Band).
Кстати, часть фильма снималась в близлежащем городке Овьедо – там еще до съемок был установлен памятник Вуди Аллену (но в картине он не показан).
Рим: «Римские приключения»
В «Римских приключениях» не одна, а сразу четыре сюжетные линии: последняя – с участием самого Вуди Аллена. В отличие от Лондона, Барселоны и Парижа, режиссер не слишком хорошо знает Вечный город, поэтому локации для него выбирал арт-директор, который, кажется, ограничился набором туристических открыток. В первой новелле американка Хейли влюбляется в знойного итальянца на Пьяцца Венеция – и, конечно, они кидают монетку в фонтан Треви. Во второй новелле супружеская пара из провинции начинает свое путешествие по Риму с Пьяцца дель Пополо. Наконец, герой третьей, клерк, внезапно проснувшийся звездой (Роберто Бениньи), уносит ноги от папарацци на Виа Венето. Чувствуется, что Рим понравился Вуди меньше всего из европейских столиц: это самый «туристический» его фильм, в не самом лучшем смысле этого слова. Вилла д’Эсте, вилла Тиволи, знаменитый римский Форум… Кажется, Вуди очень мешало кинематографическое наследие Вечного города, прежде всего – фильмы Феллини, где уже есть все, что нужно. Любопытно, что Аллен не показал никаких маленьких лавочек и кафе, никаких питейных заведений, которые знают только местные. По словам самого режиссера, «в Риме большая часть жизни происходит снаружи», а значит – тут надо просто гулять.
Париж: «Полночь в Париже»
Главный европейский фильм Вуди, который стал сенсацией и коммерческим хитом, собравшим огромную кассу и вдохновившим миллионы туристов со всего света (кажется, в последний раз что-то подобное было после премьеры «Амели»). Надо сказать, французы любят Аллена особенной любовью, и он отвечает им взаимностью. «Здесь я говнюк, а там гений. Спасибо, Боже, что есть Франция!» – как говорил герой «Голливудского финала».
Когда Вуди Аллен презентовал в Каннах «Полночь в Париже», сами французы интересовались у него: «Где вы взяли такой Париж? Такого Парижа не бывает». На что режиссер отвечал: «Еще как бывает! В американских фильмах о Париже!» И, действительно, этот фильм – фантазия на тему, романтическая квинтэссенция всего того, что, по нашему мнению, должно быть во французской столице. Главный герой, американский писатель-сценарист Гил Пендер (Оуэн Уилсон) приезжает в свой любимый город с невестой Инес, но радостям шопинга и поеданию устриц и круассанов предпочитает долгие прогулки и размышления о Париже «ревущих двадцатых». И машина времени, действительно, переносит его в эту эпоху.
Первое знакомство с героями происходит в Саду Клода Моне (Живерни). Гил и Инес живут в роскошном отеле Le Bristol (там жил и сам Вуди во время съемок), гуляют по Версалю и Музею Родена (экскурсоводом выступает Карла Бруни, на тот момент – первая леди Франции). Их приводят в чудесный Музей Оранжери, полюбоваться на «Кувшинки» Моне. А потом пара посещает блошиный рынок Marché aux Puces de Saint-Quen. Кабриолет (он же – машина времени) забирает Гила на ступеньках церкви XIII века Сент-Этьен-дю-Мон и отвозит в ресторацию Polidor, где он попадает в компанию Фрэнсиса Скотта и Зельды Фицджеральд. Одно из самых легендарных заведений Парижа, существующее с 1845 года, после выхода фильма Вуди Аллена стало местом паломничества туристов. В качестве альтернативы – заведение Le Grand Véfour (две звезды Michelin), в котором Гил с невестой и ее родителями отмечают открытие нового предприятия отца Инес.
Также среди замечательных мест из культовой картины: таксидермическая лавка Deyrolle на Рю-дю-Бак, Музей ярмарочного искусства в бывших винных складах района Берси, наконец, ресторан Maxim’s – любимое заведение Марселя Пруста и Жана Кокто (здесь, кстати, есть меню на русском языке).
Интервью с бизнесменами, артистами, путешественниками и другими известными личностями вы можете найти в MY WAY.
Добавить комментарий