Несколько лет назад вы довольно резко сменили профиль галереи, переключившись с художников русского зарубежья на советский дизайн. Это был поиск уникальной ниши, возможность выхода на международную сцену?
Да, абсолютно так. В какой-то момент я поняла, что ниша, связанная с коллекционным дизайном, у нас в стране не занята. А побывав на многих международных ярмарках и в домах западных коллекционеров, заметила, что не только предметы искусства – объекты, картины, скульптуры, но и предметы дизайна и мебель тоже являются частью их собраний.
Я начала с того, что в 2011 году устроила в Москве большую выставку дизайна в коллаборации с двумя крупными парижскими галереями. Она называлась «Диалектика интерьера», и мы показали в Москве знаковые произведения коллекционного дизайна разных эпох: от редких антикварных вещей уровня комода Жана-Франсуа Эбена до всей палитры дизайна XX–XXI веков, вплоть до Фабио Новембре и Мартена Бааса. Мы намеренно сделали эклектичную выставку, хотели показать, что современный объект дизайна может отлично сочетаться с антикварным – диваном, комодом, чем угодно.
А потом я подумала, что интересно было бы представить наш дизайн на западном рынке, показав вещи советской эпохи – отчасти уже известные там агитфарфор и агитлак. В 1990-е хлынувшие в Россию иностранцы скупали прежде всего их на рынке в Измайлово и в антикварных магазинах. Около восьми лет назад я предложила эту идею основателю и идеологу ярмарки Design Miami/Basel Крейгу Робинсу, и он с восторгом принял ее. Наш проект «От авангарда к поставангарду» получил одобрение отборочного комитета ярмарки – так мы стали первой российской галереей-участницей на «Арт-Базеле» в Майами.
Если с западным дизайном понятно, то как вы познакомились с советским?
Это был счастливый случай – в Петербурге я попала в дом к одному коллекционеру. Он был заполнен редкими вещами 1920–1930-х годов. И прежде всего меня поразило наследие постконструктивизма в виде объектов так называемого советского ар-деко, с тонкой работы маркетри, наполненной символами советского государства. Квартира была удивительна и сама по себе: собиратель дотошно воспроизводил атмосферу того времени, вплоть до того, что заказывал у современных мастеров недостающие мельчайшие детали интерьера. Получилось очень кинематографично!
Вообще, советский дизайн в то время – вещь случайная, параллельная архитектуре или искусству?
Большей частью – да. Сначала это были единичные вещи, авангардные эксперименты художников в предметной среде, которые фактически не дошли до наших дней. Мебель, родившаяся в мастерских ВХУТЕМАСа, одной из кузниц авангарда, так и не покинула стен этих мастерских. Самое раннее, что можно увидеть, – это конструктивистские работы конца 1920-х годов из домов-коммун, например, и объекты советского ар-деко середины 1930-х. Как правило, все это делалось архитекторами или скульпторами. Мы находили подчас удивительные образцы штучной мебели: то, что было создано архитектором Александром Дмитриевым для Детской военно-трудовой коммуны Леноблоно, работы Бориса Иофана для Дома на набережной, вещи Николая Лансере, Ивана Жолтовского.
Художники же больше специализировались на фарфоре или художественном стекле. Кстати, мы привозили в Базель коллекционный супрематический фарфор 1920-х авторства Казимира Малевича и Николая Суетина.
Из чего и как складываются цены на советский дизайн?
Вещи 1920–1930-х настолько редки, что цены могут быть очень высокими, правда собирают эти вещи единичные коллекционеры, которые и формируют этот рынок. Полноценный же рыночный сегмент составляют сегодня все те же, известные по обе стороны океана агитфарфор и агитлак – их покупают не только русские, эти вещи продаются и в галереях, и на аукционах. Цены на уникальные тарелки с революционными росписями начала 1920-х петроградской фабрики могут переваливать за £130 тыс., а например, знаменитые фигурки Натальи Данько стоят от 50 до 110 тыс.
Вписывается ли такая мебель в современный интерьер?
Абсолютно! Так же, как любой барочный комод декораторы вписывают в интерьеры хай-тек – вы наверняка видели много съемок в интерьерных журналах. Дома у меня тоже есть несколько образцов советской эпохи, в основном 1960–1970-х годов, без серпов и молотов, но тем не менее, – когда приходят друзья или знакомые, всегда испытывают радость узнавания. И все это отлично уживается и с модернистской мебелью Уоррена Платнера, и с керамикой Хайме Айона, и вещами Этторе Соттсасса.
«Бывая в домах западных коллекционеров, я заметила, что не только предметы искусства, но и предметы дизайна и мебель тоже являются частью их собраний»
Как воспринимала западная публика эти вещи на ярмарках?
Всегда благосклонно и с большим интересом. Изначально покупателями были русские, но сейчас география расширяется, проявляют интерес коллекционеры из Германии, Бельгии, Италии и США. Именно поэтому в ноябре мы участвуем в ярмарке Salon Art + Design в Нью-Йорке, а в конце года выпускаем книгу об истории советского дизайна на английском языке в крупном швейцарском издательстве. Западные коллекционеры – люди очень интересующиеся, им нужны, прежде всего, знания о предмете. Кстати, Sotheby’s предлагали нам даже провести отдельный аукцион советского дизайна и мебели – возможно, мы и осуществим такой проект.
В сентябре на Cosmoscow вы представили новое направление деятельности галереи – современный российский дизайн. Почему решили им заняться?
Я считаю это логическим продолжением деятельности галереи, к тому же я давно к нему присматриваюсь и могу сказать, что у нас уже появились достойные мастера. В прошлом году на той же Cosmoscow я познакомилась с Мариной Гусевой, которая профессионально занимается российским дизайном. В очередной раз убедилась в высоком качестве и конкурентоспособности на международной сцене наших дизайнеров и пригласила Марину присоединиться с этим направлением к нашей команде.
Что представляет собой коллекционный дизайн из России?
Это, конечно, в первую очередь, самобытный авторский дизайн каждого объекта, высокого качества материалы и современные технологии. Это уникальные, созданные в единственном экземпляре вещи либо выпущенные ограниченным тиражом. Тираж обычно, как в скульптуре, – восемь экземпляров плюс авторские.
То есть по сути – как на международном рынке. Пул авторов уже сформирован полностью?
Да, правила одни, тем более что мы собираемся представлять наш современный дизайн и на международных ярмарках. Для начала пул дизайнеров сформирован, но в планах его расширение. Сегодня мы работаем с Тарасом Желтышевым, Григорием Масленниковым – художником, делающим первые успешные шаги в дизайне; Виталием Жуйковым, Людмилой Крутиковой, Антоном Яшигиным; скульптором Тосей Млинарич и архитектором Александром Раевым, создающими вазы и объекты из керамики; Иваном Басовым и Семеном Лавданским.
«Это самобытный авторский дизайн: уникальные, созданные в единственном экземпляре вещи либо выпущенные ограниченным тиражом»
Каков порядок цен на современников?
От €1,5 тыс. за вазы и предметы декора до 18–20 тыс. за мебель. Кстати, их работы на Cosmoscow вызвали приятный ажиотаж.
В октябре у вас состоится и еще одно большое событие – открытие ретроспективы Любови Поповой в Музее современного искусства в Салониках. Три года назад вы взялись за проект перезагрузки этого музея, основу которого составляет легендарная коллекция авангарда, собранная Георгием Костаки.
При активной галерейной деятельности зачем вам этот нелегкий «груз»?
Галерее Heritage уже 11 лет, мы сделали много галерейных и музейных выставок – это правда. Но в какой-то момент захотелось большего, бросить вызов самой себе. Этим вызовом и стал музей в Салониках, который хотелось показать во всей красе, – ведь там хранится более 1,3 тыс. произведений русского авангарда. Денег на собственную музейную деятельность там не хватало, хотя институция хорошо известна за рубежом. Музей современного искусства/Коллекция Костаки больше участвовал в межмузейном обмене, выдавая работы на выставки. Я предложила создать комитет по развитию и привлечь спонсоров и кураторов, чтобы музей «перезагрузился» и в него вновь устремились зрители. В прошлом году мы открыли выставку «Салоники. Коллекция Костаки. Рестарт» на всех трех этажах, а в этом меняем экспозицию на ретроспективу художника-авангардиста Любови Поповой. В Салониках богатейшее собрание Поповой – когда коллекционер Георгий Костаки уезжал из СССР в Грецию, комиссия из отечественных искусствоведов попросту отказывалась брать ее работы в наши музеи. Экспозиция включит около 200 произведений, а также архивные материалы из собрания музея и будет дополнена произведениями из частных коллекций.
Интервью с бизнесменами, артистами, путешественниками и другими известными личностями вы можете найти в MY WAY.
Добавить комментарий