При том, что Царицыно – большой дворцово-усадебный комплекс, летом больше времени хочется проводить на открытом воздухе. Поэтому наши вопросы – прежде всего о царицынском парке. В чем его уникальность?
Царицыно – один из немногих пейзажно-исторических парков XVIII века в Москве. В 1775 году Екатерина, приехав сюда и погуляв по живописным склонам, купила эти земли и велела своему любимому зодчему Баженову построить здесь увеселительную резиденцию – по типу своих дворцовых комплексов в пригородах Санкт-Петербурга. Кстати, в этом году – 242 года с момента переименования этого места из Черной Грязи в Царицыно. Комплекс строился более 10 лет, но так и не был завершен. Баженов парку придавал огромное значение, но сам им не занимался. Для разработки композиции английского пейзажного парка в Царицыно был приглашен садовник из Великобритании Фрэнсис Рид. Благодаря его трудам здесь появился один из первых пейзажных парков в России.
Кажется, царицынский рельеф – с холмами и оврагами – изначально подходит для пейзажного парка. А водоемы, видимо, искусственные?
Конечно. Например, Борисовские пруды раньше назывались Цареборисовскими. Считается, что они были заложены еще при Борисе Годунове. Так что, когда сюда приехала Екатерина, ландшафт отчасти уже был сформирован стараниями предыдущих владельцев. В тот момент императрица страстно увлекалась пейзажными садами. Вот что она писала в 1772 году Вольтеру: «В настоящее время я люблю до сумасшествия английские сады, кривые линии, нежные скаты, пруды наподобие озерков... и питаю глубочайшее отвращение к линиям прямым, похожим друг на друга... Одним словом, англомания овладела вполне моею плантоманиею». Считалось, что в типе французского регулярного сада человек доминирует над природой, а в типе английского пейзажного – в соответствии с представлениями эпохи Просвещения – находится в гармонии с природой. Если вы посмотрите на схему нашего парка, то не увидите здесь ни одной прямой линии. По витиеватым дорожкам можно пойти и будто потеряться – а потом наткнуться на какое-то прекрасное дерево, например.
То есть человеку кажется, что он гуляет по парку произвольно...
...А на самом деле его ведут. Есть сценарий, которому он следует. Это принцип пейзажного парка. Вам кажется, что все естественно. Но это не так. Вы идете от горки к горке, от деревца к деревцу, слушаете пение птиц... В какой-то момент вы должны подойти к той видовой точке, которая раскроет перед вами гроты, или пруды, или фонтан, или скульптурную композицию, или павильон. В нашем парке сохранились павильоны «Нерастанкино» и «Миловида», гроты, мосты, Башня-руина. Скульптурных композиций было немного – вероятно, их просто не успели сделать. Но те, что уцелели, совершенно особенные: возле Виноградных ворот и Гротескового моста, например, располагались мопсы.
Получается, что все эмоции и восторги гуляющего были запрограммированы?
Можно сказать и так. А искусство садовника состояло в том, чтобы в парке не было заметно вмешательство человека. Потому и выставку, которая работает сейчас в нашем музее, мы назвали «Садовый спектакль».
Чем она интересна? Какие экспонаты, на ваш взгляд, заслуживают особого внимания?
Прежде всего – выставку такого масштаба по пейзажному стилю в садовом искусстве до нас никто не делал. Мы постарались показать специфику английского пейзажного парка и то, как он формировался в Европе и в России. Представлено большое количество гравюр, схем, планов, рисунков. У каждого зала своя тема – «Утраченный рай», «Английский стиль», «Гений места»... Из особенно интересных экспонатов – виды парка в Богородицке из альбома Андрея и Павла Болотовых, виды Петергофа, Царского Села и Павловска на тарелках из Бабигонского сервиза, картины Жана Делабарта с пейзажами Царского Села, планы Павловска из императорского альбома, переписанная рукой Екатерины книга Томаса Вейтли «Замечания о современном садоводстве, иллюстрированные опасениями», один из тех самых мопсов, скульптура Жан-Жака Руссо, выполненная из папье-маше, – его рука, вытянутая вперед, словно приглашает выйти в парк. К слову, 11 июня у нас будет спектакль – барочная интермедия «Деревенский колдун», музыку и либретто к которой написал Руссо. Он, правда, состоится не на пленэре, а в Оперном доме.
А какие мероприятия проводятся у вас на пленэре?
Территория музея-заповедника – более 400 га. Часть, которая находится внутри ограды, – охраняемая, заповедная. При Екатерине произошла высадка растений, были заложены основные цветниковые зоны, основная дорожно-тропиночная сеть. И, проводя здесь какие-либо мероприятия, мы должны понимать, насколько они впишутся в исторический контекст. Но у нас есть и территория с более облегченным статусом – вокруг нижних Царицынских прудов. Сейчас мы как раз думаем, как ее развивать. Есть мысли о создании Археологической школы (тем более что у нас есть курганы XII века), Ландшафтной школы, пространства для реализации садовых ленд-арт-фестивалей.
Будет такое царицынское Челси?
Почему бы и нет? Возможно, сделаем современный сад цветников, не нуждающихся в исторической реконструкции. Еще про эту часть мы думаем как про парк исторических развлечений.
Что это за развлечения?
Например, в этом году 2–3 июня впервые на нашей территории пройдет фестиваль «Времена и эпохи». Выступать будут как раз с исторической реконструкцией конной карусели XVIII века. Это определенный способ построения и движения всадников – очень красивое действо. Вообще, если говорить о развлечениях, мы активно продвигаем тему музыки в парке. Мы считаем, что она должна звучать всегда, не только на каких-то мероприятиях. Тем более что Екатерина хотя и не обладала хорошим слухом, но музыку любила и писала оперные либретто. Мы делаем акцент на классической музыке – полностью изменили музыкальную программу нашего фонтана: прежде звучал в основном оркестр Поля Мориа, теперь – произведения Моцарта, Штрауса, Гайдна, Грига и других композиторов. Мы также приглашаем музыкантов играть в парке. В прошлом году, например, в павильоне «Миловида» выступал струнный квартет, звучали грампластинки начала XX века – это уже к теме «Дачное Царицыно». В конце мая у нас открылась постоянная экспозиция, которая рассказывает об этой, многим совершенно неизвестной странице истории Царицыно конца XIX – начала XX века. Нынешним летом мы хотим сделать фестиваль на дачную тему – не только музыкальный (обязательно с духовым оркестром), но и поэтический и гастрономический.
Музыка будет звучать по выходным?
Да. Сейчас у нас начнется череда фестивалей. Из ближайших: 24 и 25 июня будет молодежный «Bosco Fresh Fest». 8 июля пройдет большой фестиваль неоклассической музыки.
А что вы можете предложить тем, кто просто хочет побыть в тишине?
В нашем парке много мест, где посетитель может остаться наедине с собой. Мне очень нравится идея наблюдения за облаками – как в Йоркширском парке скульптур. Вообще, это удивительный парк, с прозрачными скульптурами современных художников. Там есть такая круглая ротонда: заходишь внутрь, садишься на скамейку и просто наблюдаешь небо. А ведь в Царицыно потрясающее небо, каждый день разное – можно лечь на траву и смотреть, как плывут облака.
Раз уж мы заговорили о других парках, какие еще ваши любимые, кроме Царицыно?
Я бы сказала не только про парки, но и про музеи. Мне очень нравится способ подачи материала в музее МАК в Вене. По коллекции декоративно-прикладного искусства он считается вторым в мире после лондонского Музея Виктории и Альберта. Поскольку наша основная коллекция – тоже декоративно-прикладное искусство, мы постоянно думаем, как его по-новому интерпретировать, как показать, чтобы это было интересно. Мне очень нравится парк в старинном поместье Чатсворт, где проходит ежегодная выставка современной монументальной скульптуры. Наверное, по стилистике Царицыно могло бы соответствовать Йоркширскому парку или Чатсворту, и на территории нижних Царицынских прудов мы могли бы сделать нечто подобное. Кстати, в старинных парках Британии все нетронуто – заходишь туда и буквально чувствуешь время.
О самых интересных выставках, концертах, аукционах и других значимых событиях из мира искусства читайте в MY WAY.
Добавить комментарий