Об истоках коллекционирования увлеченные собиратели искусства обычно говорят две вещи – «все родом из детства» или «все началось с декорирования квартиры». Какое-то из этих утверждений подходит вам? Как начался ваш роман с искусством?
В моем случае оба эти утверждения верны. Моя бабушка говорила: «На стенах должны висеть картины, а ковры должны лежать на полу». Я выросла в этих реалиях. В 9 классе темой одного из моих докладов был импрессионизм, и, наверное, с этого момента началось мое более глубокое погружение в мир искусства. Каждые каникулы я составляла «культурную программу» по основным московским музеям. А когда вышла замуж и был построен наш первый дом, мы с мужем приняли решение осознанно подойти к его оформлению. С тех пор я начала собирать коллекцию.
Сегодня коллекция делится на две части – моя личная, куда входят зарубежные авторы разных столетий, и собрание Фонда Ruarts, которое включает только отечественных авторов от 1960-х годов до наших дней.
Помните первое приобретение? Почему именно эта вещь?
Это был авторский повтор хрестоматийного пейзажа Саврасова «Грачи прилетели». И еще Шагал. В самом начале мы с моим мужем договорились, что коллекция будет пополняться по принципу – одну работу мы покупаем ему, одну мне. Сейчас, конечно, все по-другому.
Пользуетесь ли вы услугами арт-консультантов при покупке? Думаете ли об инвестиционной привлекательности при выборе той или иной вещи?
Я крайне редко пользуюсь услугами консультантов, и сейчас, кажется, сама могу зарабатывать, консультируя. В фонде мне, безусловно, помогает арт-директор, в ее обязанности входят мониторинг арт-сцены и составление списков желательных приобретений. А что касается инвестиционной составляющей, я никогда не думаю об этом, когда покупаю то или иное произведение. Но так уж получается, что почти все, что я приобретаю, растет в цене.
Имеет ли ваше собрание какую-то структуру и концепцию?
Как я упоминала, моя коллекция делится на две большие части, каждая из которых, в свою очередь, подразделяется еще на несколько частей. Так, в зарубежной коллекции много скульптуры (Кит Харинг, Тони Крэгг, Ман Рэй, Бэнкси, Жауме Пленса, Кусама, Макс Эрнст, Калатрава), а в коллекции фонда есть большая часть «уличной волны» (Миша Мост, Алексей Лука, Кирилл Кто, Дмитрий Аске, Андрей Бергер, 0331с). Я не ограничиваю себя рамками и структурами – как именно должна выглядеть моя коллекция, поэтому с ней и интересно работать.
Как ваша семья относится к приобретениям? Обсуждаете ли с ней выбор?
Мне повезло: семья полностью разделяет мою страсть. Мои дети тоже коллекционеры, и нам всегда есть что обсудить. Но они никогда не влияют на выбор тех или иных произведений. Разве что в случае, если эти работы будут висеть в их комнатах.
Есть ли у вас вишлист художников или конкретных работ? Если да, то что в нем в первых строчках?
Да, есть художники и даже конкретные работы, за которыми я «охочусь». Это нормальный процесс. В планах, например, – еще одна скульптура Яёи Кусамы и работа Ивана Чуйкова из цикла «Окна».
В 2004 году вы открыли галерею Ruarts. Это было модное развлечение или рассматривали ее как бизнес?
Это было не модное развлечение, а настоящее увлечение! Когда моя коллекция начала разрастаться в геометрической прогрессии, я поняла, что, по сути, занимаюсь поддержкой современных художников, и решила делать это на более профессиональном уровне. Открытие галереи позволило проводить не только выставочные проекты, но и уделить внимание просветительской и образовательной деятельности. Как тогда, так и сейчас галерея не является бизнесом в России, к сожалению.
Фонд образовался параллельно с галереей? Для чего?
На самом деле изначально я основала фонд. Галерея же стала его частью. В галерее мы показываем и продаем искусство, а фонд позволяет делать некоммерческие проекты как в России, так и за рубежом, в том числе на разных музейных площадках. Деятельность фонда намного шире, чем у галереи, и в первую очередь позволяет собирать коллекцию, сохранять и осмыслять наследие современных художников.
Как вы принимали решение о концепции фонда, о том, какие работы ему передать?
Здесь просто: все работы современных российских художников, от шестидесятников до стрит-артистов, я передала в коллекцию фонда. Собрание постоянно пополняется, на сегодняшний момент это уже более 2 тыс. единиц.
Будет ли работа фонда сосредоточена только на русском искусстве? Не боитесь конкуренции?
Да, основная работа посвящена наследию российских художников. Мы будем привозить и зарубежных авторов, но только для того, чтобы выстроить диалог с нашими. Конкуренции я не боюсь – в России остро не хватает культурных институций, как музеев и галерей, так и частных фондов.
Ваш проект-мечта?
Моя мечта уже осуществилась – я открываю новое пространство фонда. На карте Москвы появится новая культурная точка, а коллекцию увидят тысячи людей.
Интервью с бизнесменами, артистами, путешественниками, спортсменами и другими известными личностями вы можете найти в MY WAY.
Добавить комментарий