Перед тем как войти к вам в думский кабинет, я услышал, что вы готовите встречу с китайской делегацией, чтобы открыть чартерное сообщение между Сочи и Хайнанем. Всерьез хотите привозить к нам китайских туристов?
Ни для кого уже не секрет, что с Западом у нас отношения не лучшие, закрылся поток в Турцию и Египет. И точно так же, как во всех сферах, где нужно импортозамещение, мы прорабатываем новые туристические направления. Я даже предложил ввести в закон такое понятие, как «особые туристические отношения с рядом стран». То есть создать туристические преференции тем государствам, с которыми у нас дружеские связи. Речь идет о визах, о безопасности, о транспортной доступности.
И Китай, как я понимаю, именно такой партнер?
Кроме того, что с Китаем у нас хорошие отношения, это самая активная из стран в плане выездного туризма. Мне как человеку, заинтересованному в развитии курорта Сочи, выход на китайский рынок кажется очень перспективным. Но понимаете, в чем дело: все, кто работал с китайскими партнерами, знает их стиль ведения бизнеса — они, конечно, могут инвестировать деньги в какой-то выгодный проект, но ждут, что то же самое сделает и другая сторона. То есть, они готовы привозить туристов в Сочи, но хотят, чтобы и к ним приезжали. Вот об этом мы и будем говорить.
Странно слышать, что Сочи нуждается в продвижении в других странах. Мне казалось, что туда поток российских туристов идет огромный. В конце концов, единственный наш курорт мирового уровня.
Это верно лишь отчасти. С одно стороны, за счет Олимпиады там создана отличная инфраструктура. Но начались все перипетии с санкциями, с курсами валют. Поэтому в не самый высокий сезон, Сочи использует лишь 60 процентов от своего потенциала. Если не будет движения и развития, не будет и высокого уровня курорта. Возьмем простой пример: скоро в Сочи будет открыто казино. И все думают, что деньги сразу потекут рекой. Но на самом деле это не так – для того чтобы поехали именно туда, а не в Монако, нужно создать все условия – в туристическом бизнесе, как известно, задействовано более 57 отраслей хозяйства. Все их надо скоординировать, в том числе и за счет государственных инициатив. Для этого нужно расширять полномочия Ростуризма.
Кроме Сочи, какие территории в России вы считаете перспективными в плане туризма? Проще говоря, где вы были и вам понравилось?
Можно долго перечислять – таких мест очень много. Само собой, Крым. Недавно заседание нашего комитета проходило в Смоленске. И это, я вам скажу, замечательное место. Очень понравилось в Ростове, когда мы по Дону плыли на катере. Азов, опять же… Однако постоянно приходится делать скидки на неблагоустроенность. По долгу службы я, наверное, триста раз перелетал из Сочи в Москву и обратно. И не испытывал никаких проблем. К городам с достойной инфраструктурой можно прибавить еще Петербург. Но когда едешь или летишь в другие места, сразу виден контраст. Ведь из-за чего мы лишаемся многих туристов в России? Она в частом несовпадении цены и качества. Приезжаешь в какой-нибудь регион, где заявлена четырехзвездочная гостиница. А получаешь в лучшем случае три звезды. Поэтому мы сейчас и хотим выработать общие стандарты для оценки туристических услуг – они у нас тоже отсутствуют.
И все же очевидно, что сейчас россияне стали больше ездить отдыхать по своей стране. Даже вполне состоятельные люди…
Это естественно: многие уже побывали Европе, посмотрели все, о чем мечтали с детства (и по нескольку раз), – теперь обратили внимание и на родные места. Но, конечно, повлияли и все политические и экономические перипетии. Санкции и высокие курсы валют сдерживают туристический обмен, но в то же время это наш шанс обратить внимание на развитие своего, внутреннего рынка. Ведь что греха таить, раньше деньги из России вместе с туристическим потоком попросту вывозились в Турцию и Египет. Там были созданы такие пакетные условия, при которых удавалось держать низкие цены. Что нам мешает так же договориться и сделать выгодные пакетные предложения?
Видимо, у турок и египтян власти больше заинтересованы в развитии туризма?
У нас тоже интерес есть, но нет нормальных механизмов. Именно поэтому мы вносим предложение о реформе такого института, как «особые экономические зоны», где инвесторам и предпринимателям даются какие-то преференции. Им становится интересно вкладывать деньги именно в развитие этих территорий.
Привлекаются ли западные капиталы?
Знаете, санкции ведь не пустой звук – они очень повлияли на привлечение денег. Хотя те же Соединенные Штаты постоянно говорят, что они за свободную экономику. Но на деле никакой свободы у них нет. Существует масса запретов на обмен с Россией. Самый очевидный – у нас почти прекратилось круизное сообщение.
Насколько я могу судить, и российские водные круизы сократились до минимума. Это же не связано с санкциями?
Это связано с недостаточным развитием одного из важных направлений – водного туризма. Для этого надо создавать правильные заправки на реках, изучать и расчищать русла рек, надо снизить административные барьеры по заходу в морские порты, снижать портовые сборы. У нас достаточно широкое побережье – Черноморское и Балтийское — для того чтобы реанимировать эту отрасль и не зависеть от западных компаний.
Надеюсь, вы не сторонник запретов любых контактов с Западом? Вы сами ездите в Европу?
Конечно, я противник крайностей. Путешествовать нужно и можно везде, где вам хочется. Вот недавно мы летали в Лондон на теннисный турнир «Дружба». И несмотря на то, что в Сочи свои отличные корты, надо признать, что в Англии – на родине тенниса – все же особая атмосфера, свои традиции. Надо перенимать все лучшее, что есть на Западе, и привносить это в Россию.
Добавить комментарий