Татьяна, существуют ли общепринятые правила дарения подарка?
Было бы легко, если бы одно правило или один сет правил этикета применялись неизменно по всем культурам. Но этикет – не таблица умножения. Этикет – про вдумчивые правила сосуществования и общения. Про длящийся всю жизнь процесс самопрезентации, про уважение. Подарок – символ заботы, внимания, ответственности и преданности.
Вдумчивость заключается в учете особенностей культурных и исторических предпочтений и традиций – и самого дарителя, и адресата. Что хорошо французу, не всегда подойдет японцу. Мечта европейца может не подойти представителю мусульманской культуры. А еще есть и предпосылки возрастные, родственные, деликатность частной жизни, степени близости и субординации.
И это не правила дарения, это, скорее, культура дарения. Всем понравиться невозможно, главное – никого не обидеть. В этом и заключается особенное удовольствие выбора, подготовки, волнения, оформления, упаковки, персонализации, доставки и ожидания реакции. И это всегда или удачный ход, аванс с продолжением, созданием традиции, или разовый жест. Цель – порадовать, доставить удовольствие, побаловать, поддержать, мотивировать, вручить знак расположения.
Верно ли, что нужно заранее уточнять предпочтения, вкусы человека, его стиль жизни? Подарок – это не только что-то материальное, но и, например, впечатления?
Заочные подарки редко удаются. Как можно узнать о предпочтениях и образе жизни человека по опроснику, дежурным рекомендациям ассистентов или знакомых? Как раз дамам советуют никогда не прислушиваться при шопинге к советам подруг. Подарки-отмашки расстраивают и раздражают. Дарить впечатления – талант. Можно, например, преподнести ваучер на проживание в отеле с культурной программой. Или приурочить отель к культурному событию, продумать маршрут, шаги, все детали: от аперитива до ужина после.
Самый важный элемент подарка, на ваш взгляд?
Несколько от руки написанных слов на открытке. Как часто шампанское выпивается, хрупкие бокалы-символы бьются, связанные вручную свитера или рукавички изнашиваются, а карточки остаются. Эти несколько слов на бумаге, число, обращение, слова благодарности и пожелания переживают адресатов и самих дарителей. Ими любуемся мы в архивах, в мемуарах и в букинистических магазинах. Познаем. Восстанавливаем. Выкупаем открытки неизвестных адресатов, читаем и перечитываем, учимся формулировать и выражать мысли и писать заново. Почерк – свидетельство культуры, класса и уверенности автора короткого посвящения. Выбрасываем шариковые ручки, переходим на перо-гель или роллеры и заучиваем названия правильных оттенков чернил. Выбираем бумагу, заказываем наборы конвертов и открыток: персонализированные или просто качественные. Но почерку заочно не научишь – как и искренности посыла и жесту внимания. Из собственного опыта знаю: хорошая бумага и правильное перо обязывают и вводят в настроение творить и посвящать. Эти несколько строк обязательны во всех культурах и во всех конфессиях.
Что и как принято дарить на Новый год или Рождество партнерам по бизнесу, реальным и потенциальным? Есть ли разница – знакомый человек или нет?
Думаю, один емкий ответ на этот вопрос заслуживал бы Нобелевской премии. Если бы такой рецепт можно было бы выписать... Если бы такое уравнение можно было бы заучить один раз и на всю жизнь. Нет пока подобного свободного от коммерческой составляющей приложения или программы. Как нет точного баланса между реальными и потенциальными партнерами. Грань очень тонкая. Риски от ошибки огромные. Хочется поблагодарить, а не разрушить и не обидеть, не задеть. Поздравить и не нарочито выделить, заинтересовать и поддержать, обрадовать и точно не разочаровать.
Что это означает практически? Бывают ли универсальные подарки?
Весь мир в поисках универсального подарка. Американцы-маркетологи подсчитали, что три четверти адресатов недовольны и разочарованы полученным – не сказать, обмануты ожиданиями. Но мотивирует ли личное разочарование на креатив и продуманные жесты в ответ? Вместо материальных сверточков и пакетов с дедами-морозами и плохо пропечатанными щелкунчиками я бы подарила ваучеры на мероприятие посадки деревьев, рощи, аллеи, цветника, розария – как посвящение городу и в знак процветания бизнеса. Знаком вам адресат подарка или нет, цель – донести знак внимания и сделать незнакомых причастными. Развить, поддержать, убедить.
Принято ли приходить на званый вечер с пустыми руками? Как вести себя, если гость пришел к вам без подарка?
Дамам как раз на званый вечер принято приходить с клатчем или вечерней сумочкой, не с пустыми руками. Джентльмену также не с пустыми, а с рукой дамы в своей. Эта моя шутка-лайфхак нравится мужчинам. Ведь первая реакция: «Как с пустыми руками? Неудобно!» Вот как раз дамскую руку держать в своей удобно! И даже чувственно приятно! А все подношения, корзины, свертки и композиции отправляются в дом или организаторам заранее и обязательно с приложенной карточкой. Если не заранее, то в знак благодарности – на следующий день. Этикет – это свод очень удобных правил. Полученный после события или мероприятия знак или жест благодарности дает и время, и удовольствие насладиться подарком. Справиться с волнением, co смущением. Искренне поблагодарить в ответ. Ответное сообщение или звонок ожидают в течение следующих 24 часов.
«Помните, чтобы правила нарушать, их нужно знать. Главное правило существования – про уважение. Это начало. И оно неподвластно пандемии»
Как выбираете подарки вы сами?
Подарки бывают или разовыми, или эпизодическими, или темой. Тема – это всегда возможность продолжения. Я люблю выбрать для себя тему и продолжать радовать своих друзей и близких новыми поступлениями. Так тема перерастает в традицию. Отправляю получателю каждый раз в начале декабря сеты нескольких бокалов из серии, которую дарю и пополняю ежегодно. Например, многоцветные бокалы Véga Baccarat. Я называю их баловством, доступной роскошью с шикарным назначением. «Цвет бокалов я позволила себе выбрать, а вот цвет шампанского доверяю выбрать вам!» – всегда прикладываю карточки и вписываю в них живую, нестандартную фразу. Для того чтобы мое посвящение доходило, я брала уроки каллиграфии. А ведь когда-то это называли чистописанием.
Красные коробочки Baccarat французы называют самыми желанными. Желанные же сокровища в оранжевых коробочках обычно покупают сами себе или принимают как подарок-обязательство.
То есть изделия известных брендов уместно преподнести всегда?
Жест посвящения и обмена узнаваемыми элегантными элементами международных предметов роскоши принимается всеми культурами. Но и в нем есть тонкости и даже иерархия. «Не могу подарить вам скульптуру Кунса в сад, потому – танцовщица или тюльпаны... доступное искусство на завтрак», – пишу я в сопровождение фарфоровому посвящению из коллаборации лиможского Bernardaud и самых модных художников современности. Кунс или яркий Миро, роспись Шагала. По одной тарелке. Ведь членов семьи за год не становится больше, чем на одного.
Близким друзьям, живущим вдали от родины, я дарю малые фарфоровые формы производства русских заводов. «Буржуйка, продающая вещи» любимой Данько – вполне себе стильный и остроумный подарок моей подруге со стойким чувством юмора. Менее стойким – «Школьницу с портфелем и букетом цветов» работы Велиховой. Взрослым и серьезным мужчинам в Лондоне или Цуге дарю мальчиков-пионеров в пальто нараспашку и с санками. Я знаю: подарок перекочует из гостиной на прикроватную тумбочку. Ведь такие фигурки были у нас в домах в детстве. Я, как никто, об этом помню. Я не ценила их тогда. А сейчас охочусь за подарками по списку целый год в магазинах раритетов и на аукционах всех городов и населенных пунктов России, куда бы меня не занесли мои маршруты.
Детям, выросшим за границей, дарю издания русских классиков. Книги, которые забыли назвать им родители. И я убеждена, что в каждой семье должна быть фарфоровая «Снегурочка» Велиховой – с надглазурной росписью и русской узнаваемой позолотой, с птичками на плече. Как и скатерть с кистями из семейного наследия, особенная, не на каждый день.
Изменила ли пандемия правила этикета – в том числе те, что касаются подарков?
Компенсацией любому стрессу и любым ограничениям становятся знаки внимания, забота, время, проведенное с близкими. И это как раз то, что нельзя взять в лизинг. Наступило время уютного дома и осмысленных отношений. Мой прикладной полезный этикет посвящен удобствам жизни. В познании и знании правил и заключается основное удобство. Главное правило – про уважение. Это начало. И оно неподвластно пандемии.
Интервью с бизнесменами, артистами, путешественниками и другими известными личностями вы можете найти в MY WAY.
Добавить комментарий