Василий Сергеевич, в 2020-м музею «Новый Иерусалим» исполнилось 100 лет. Удалось ли отметить круглую дату в условиях пандемии и карантина?
Планы пришлось скорректировать, некоторые события перенеслись на 2021 год, но многое мы сделали. 100-летие отметили масштабной выставкой «Возвращение в усадьбу», на которой показали свои богатейшие фонды, объединенные усадебной тематикой. Собственно, музей и родился в первые послереволюционные годы на волне краевого патриотизма и попытки спасти имущество опустевших усадеб, которых в Подмосковье на тот момент было больше тысячи. К сожалению, многое из собранного погибло в 1941-м. Но фонды музея все равно грандиозны и включают 190 тыс. единиц хранения. 20% экспонатов выставки «Возвращение в усадьбу» никогда раньше не демонстрировались. Мы сознательно сделали выставку долгоиграющей, она будет работать до мая 2021 года, чтобы как можно больше людей успели ее посмотреть.
И еще одно важное событие произошло в наш юбилейный год: «Новый Иерусалим» снова станет историко-художественным музеем. Правительство региона поддержало такую нашу инициативу. До этого мы были музейно-выставочным комплексом, сокращенно МВК.
Это так важно?
В музейном строительстве важно все. Что такое МВК «Новый Иерусалим», почему МВК, если мы – музей с богатейшей коллекцией?! Мы, помимо прочего, храним личные вещи патриарха Никона и его единственный прижизненный портрет. Здорово, что мы снова официально называемся музеем, как и 100 лет назад, будем считать это возвращением к истокам. Ну и статус музея ко многому обязывает: надо вести научную работу, устраивать конференции, начать наконец-то издательскую программу – есть еще, к чему стремиться. Мы сейчас меняем фирменный стиль музея, боремся за дизайнерское качество каталогов и плакатов, всей фирменной продукции, у нас отличный музейный магазин. В общем, как сейчас модно говорить, команда работает в ситуации многозадачности.
А как же ваши международные выставки?
Они, безусловно, продолжатся, как только ситуация с коронавирусом разрешится и международные связи наладятся. Но одними временными выставками серьезная музейная репутация не создается. Они были важны на начальном этапе. В 2014-м музей переехал из помещений Новоиерусалимского монастыря, где располагался 94 года своей истории, в специально построенное здание. Наш новый дом огромен, тут 10 тыс. кв. м только выставочных площадей, а общая площадь – около 30 тыс. Мы объективно один из самых больших художественных музеев России и точно – самые крупные в Подмосковье и среди российских регионов. Сразу делать стационарную экспозицию было слишком рискованно, ведь сегодня недостаточно развесить картины по стенам и разложить вещи по витринам. Нужна концепция, современный взгляд. Мы начали с громких международных проектов. Наверное, никогда раньше Пикассо, Дюрер или Фаберже не выставлялись в 50 км от МКАД. Это был парадокс, но он привлек к нам внимание. Плюс мы делали персональные выставки отечественных художников – Бориса Кустодиева, Исаака Левитана, Ивана Шишкина, Роберта Фалька, Анатолия Слепышева и многих других.
В 2017-м архитекторы Сергей Чобан и Агния Стерлигова сделали нам часть постоянной экспозиции – рассказ об архитектуре Новоиерусалимского монастыря и об исторических событиях и людях, с монастырем связанных. Получилась отличная музейная сценография: соединение интерактивных технологий с бесценными реликвиями. В 2019-м мы открыли «Особую кладовую» – золотые и серебряные вещи из церковных и монастырских ризниц. Это та часть музейной коллекции, которую в 1941-м успели вывезти в эвакуацию, и она сохранилась. Никогда раньше в таком объеме она не демонстрировалась. Четырех лет оказалось достаточно, чтобы «Новый Иерусалим» стал модным местом. В 2020 году, несмотря на пять месяцев карантина, количество посетителей почти не уменьшилось в сравнении с прошлым годом. Это наше достижение.
Традицию выставок-бестселлеров мы продолжаем. 26 ноября открываем выставку Брейгелей из собрания Валерии и Константина Мауергауз. Это самое большое частное собрание Брейгелей в России и одно из самых значительных в мире. Пять лет назад Константин Юрьевич показывал свою коллекцию в ГМИИ им. А.С. Пушкина. За прошедшее с тех пор время он, во-первых, приобрел новые работы и любезно предоставит их нам, и, во-вторых, мы дополним эти вещи художниками круга Брейгейлей – фламандскими живописцами XVI–XVII веков. Куратор проекта – профессор, доктор искусствоведения Вадим Садков.
Вот прямо так и будет написано на афишах: «Брейгели на Истре, в Новом Иерусалиме»?
Почти так и будет. И чуть позже, в декабре мы откроем выставку русских народных промыслов.
У вас такой диапазон – от Брейгеля до Гжели?
В этом своеобразие нашего музея, он всегда отличался разновекторным собирательством: от икон и церковной утвари XVII–XIX веков до неофициальных советских художников. Выставку народных промыслов делает куратор Алина Сапрыкина, которая шесть лет работала директором Музея Москвы и имеет большой опыт. В России сегодня сохранилось около 50 видов народных промыслов, 60% из них сосредоточено в Подмосковье. Кому как не флагманскому музею региона пропагандировать народное искусство?! Мы отобрали самое важное, около 300 экспонатов: жостовские расписные подносы, павловопосадские платки, клинские елочные игрушки, богородскую резьбу по дереву, фарфор – Вербилки и Дулево. Хронологический диапазон экспонатов – от конца XIX века до наших дней. Параллельно в музее откроется рождественская ярмарка, где произведения народных промыслов можно будет купить.
Вы упомянули, что часть планов нынешнего юбилейного года пришлось перенести. Это какие-то важные проекты?
Один из них ключевой. Он называется «Азбука шедевра», и в нем участвуют три десятка региональных музеев от Владивостока до Калининграда. Многие из них тоже отмечают сейчас 100-летие. «Новый Иерусалим» объединяет усилия всех. Задача проекта – сломать традиционное восприятие искусства по хронологии. Как только в музее вы попадаете в хронологический поток, ваша способность реагировать на искусство падает. Вы заранее знаете, что в залах XIX века увидите романтизм, потом критический реализм, а в залах XX века – символизм, авангард, соцреализм и далее по списку. Мы хотим вернуть зрителю свежесть впечатлений, чтобы он ходил буквально с открытым ртом и говорил: «Вау! Как интересно!» Куратором выступил Андрей Сарабьянов – известнейший историк русского авангарда. Мы придумали «азбуку», включив в нее разные категории и сюжеты, например З – зеркало, О – орнамент, Ю – юность и т. д. И под каждую букву соберем произведения, не всегда совпадающие хронологически, да еще и развесим их особым образом. И предложим зрителю примерить роли хранителя, эксперта, смотрителя. У выставки сложнейшая сценография. Мы уже приступили к работе над экспозицией.
В более далекой перспективе – активировать музейную коллекцию XX века. «Новый Иерусалим» часто называют подмосковным Нукусом. Как известно, директор художественного музея в городе Нукусе (это Каракалпакия, Узбекистан) Игорь Савицкий (1915–1984) собрал выдающуюся коллекцию советских неофициальных художников, более 100 тыс. произведений. В 1960–1980-е годы наши научные сотрудники шли буквально по его следам, приобретая в музей тех же скульпторов и живописцев. И мы подумываем сделать совместную с Нукусом выставку.
У «Нового Иерусалима» есть фирменное мероприятие – летний музыкальный фестиваль на открытом воздухе. Как он будет развиваться?
Фестиваль «Лето. Музыка. Музей» мы провели уже три раза подряд, даже нынешний год не стал исключением, хотя вместо середины лета концерты прошли в 20-х числах сентября и количество мест в зале было не 1500, а 600. У фестиваля правильный руководитель – дирижер Василий Петренко, который одновременно является дирижером Ливерпульского симфонического оркестра, оркестра Осло и сотрудничает с Государственным оркестром им. Светланова. Большой международный авторитет позволил Петренко пригласить в «Новый Иерусалим» блистательных исполнителей: в этом году играли Максим Венгеров, Николай Луганский, дирижировали Дмитрий Синьковский и Андрей Рубцов. Мы договорились расширить сотрудничество: Петренко составит программу на целый год, каждый месяц звезды симфонической музыки будут выступать в «Новом Иерусалиме». Я видел зрителей после таких концертов. Сказать, что они довольны, не сказать ничего. Кажется, что Москва – рядом, и какая проблема добраться до зала Чайковского или Консерватории?! Но на самом деле для жителя области много препятствий: дорога, билеты, парковка… А тут – мировые звезды приезжают играть к тебе домой. Концерты очень популярны.
А какие у музея отношения с монастырем?
Соседские. Архимандрит Феофилакт приходит к нам на выставки, я бываю в монастыре на праздничных службах. Если возникают бытовые проблемы, мы быстро сообща их решаем. Музей – светское учреждение, монастырь – духовное, музей обретает свой образ и голос, монастырь же был знаменем православного возрождения в стране, в его реставрацию вложены колоссальные ресурсы. Музей должен накопить авторитет, чтобы выступать в диалоге на равных. Нас с монастырем объединяют люди – верующие и просто туристы, которые приезжают на Истру за историей, искусством и – поклониться святым местам.
В советские времена у музея «Новый Иерусалим» была дюжина филиалов. Теперь только один – Музей Зои Космодемьянской в Рузском районе. Другие филиалы не планируются?
Возможно, мы попробуем взять под свою юрисдикцию усадьбу – разрушенную или используемую не по назначению, восстановим дом и парк, насытим интерьеры произведениями из своих запасников, начнем развивать территорию. Музейное строительство – это ведь не самоцель. Если музей не находится в центре большого города, а вот как мы – среди лесов и полей, то работы над улучшением только лишь самого музея недостаточно. Надо параллельно прокладывать дороги, оборудовать парковки, открывать кафе и рестораны, а еще постоянно думать о перспективе – о строительстве отелей и домов отдыха, об открытии ферм, развитии экотуризма и т. д. И тогда музей, как ядро системы, станет важной частью процесса. Как раз к такой модели мы стремимся.
Интервью с бизнесменами, артистами, путешественниками и другими известными личностями вы можете найти в MY WAY.
Добавить комментарий