Когда человек живет долго, мы забываем о его великом прошлом. Самая большая ошибка – считать Пьера Кардена дизайнером носовых платков или королем логотипа. Да, он был первым, кто придумал продавать свое имя как лицензию, и да, в разное время можно было купить не только «зонтики от Кардена», но и пикули и сардины от Кардена. Но не это сделало мсье Пьера великим. В середине прошлого века он перетряхнул современную моду, выбил из нее пыль. Даже если в вашем гардеробе нет ни одной вещи с инициалами PC, вы все равно являетесь носителями его ДНК.
Предшественник Сен-Лорана
Свою карьеру Карден начал подмастерьем у Кристиана Диора. Художники обычно очень ревнивы к чужому таланту, но Диор не мог не признать, что вырастил гения. «Дизайнеры вроде Кардена – это наше будущее», – сказал как-то он и был прав. Именно Кардена Диор видел своим преемником: 24-летний подмастерье помог ему придумать знаменитый жакет «бар» и стал соавтором коллекции New Look. Когда Пьер решил уйти, на его место пришел Ив Сен-Лоран (интересно, какой была бы современная мода, если бы этого не случилось). И, кстати, Кристиан Диор был первым, кто поздравил Пьера Кардена с открытием собственного ателье, он прислал в подарок букет из 170 тюльпанов.
Демократичная мода
Как истинный революционер от моды, Пьер Карден обьявил войну дворцам. В 1959-м он показал свою коллекцию в универмаге Printemps, что вызвало серьезный переполох в буржуазном фешен-обществе и стоило ему изгнания в 1959 году из Синдиката высокой моды (интересно, что три года спустя Синдикат не просто попросил его вернуться, но и предложил пост президента). По сути, Карден вывел моду с подиума на улицу. «Благодаря мне существует прет-а-порте, – говорил он. – Нет ничего постыдного в том, чтобы вытащить моду из золотых салонов».
Он первый начал продавать свою моду самым обычным покупателям: модели из его коллекций отшивались из недорогих тканей и материалов, что делало их менее дорогими, но не менее эффектными. Примеру Кардена потом последовали абсолютно все.
Мужской костюм
До Пьера Кардена мужской костюм был до крайности консервативным. Черный, синий или мышиного цвета пиджак с лацканами, брюки того же цвета, классическая посадка. Альтернативы не было вовсе – точнее, альтернатива была только в джинсах и цветастых рубашках (чем и пользовались хиппи). Но Карден сменил оптику: он предложил альтернативный покрой и революционную цветовую гамму. В его коллекциях появились удлиненные пиджаки с воротником-стойкой или без воротника вовсе, в пастельной гамме, от салатового до голубого. К ним предлагались яркие галстуки и рубашки с геометрическими принтами. Первыми эти костюмы оценила богема: Грегори Пек, Рекс Харрисон, Мик Джаггер. Весь мир обошли фотографии, на которых битлы были одеты «от Кардена». За звездами подтянулись и обычные покупатели. В конце концов Карден открыл бутик мужской моды «Адам» (первый дизайнерский бутик такого рода), и его прибыль превысила доходы от женского бутика «Ева».
«До меня одежду для мужчин не шил ни один дизайнер, только портные, – говорил Карден в одном из своих поздних интервью. – Сегодня же многие дизайнеры ориентируются больше на клиентов-мужчин, чем на женщин. Я делаю вывод, что и полвека назад был на правильном пути».
Унисекс
В это трудно поверить, но Пьер Карден, помогавший когда-то Кристиану Диору придумывать ультраженственный стиль New Look, был пионером в моде унисекс. Он всегда любил экспериментировать с материалами. «Тело абстрактно, – любил говорить Карден. – Я не думаю о теле, когда создаю костюм. Скорее, наоборот: черпаю вдохновение в материале, а потом думаю, как этот материал приспособить к человеку. Мне совершенно не важно, для кого я создаю, для мужчины или для женщины. Мне важнее то, что меня вдохновляет, а это может быть что угодно: колесо, кусок веревки, подушка, радиоприемник, камень».
Не знаем, как он инкорпорировал в моду радиоприемник, но пластик, плексиглас, серебряный винил, металлические застежки-молнии из его коллекции 1957–1958 годов выглядели органично и на мальчиках, и на девочках. Он же ввел в моду унисекс-комбинезон. Возможно, все дело в том, что любимым школьным предметом Кардена была геометрия, искусство четких линий и строгих форм, которому нет дела до плавных женственных изгибов.
Плотные колготки – черные и цветные
Еще работая у Диора, Пьер Карден заинтересовался такой деталью женского гардероба, как колготки. В то время все женщины носили чулки, а колготки считались вещью профессиональной, исключительно для танцовщиц и актрис. Колготки неэстетичны – таким был приговор. Но Пьер Карден так вовсе не считал. Он придумал колготки цветные и плотные черные, показав их в своих первых коллекциях, и они идеально подошли к мини-юбкам Мэри Куант. Девушки были в восторге: так ново, так неожиданно, и… так удобно! Увидев, что он нашел золотую жилу, Карден усовершенствовал свое изобретение: это с его легкой руки колготки стали маркировать размерами и упаковывать в симпатичные коробочки.
Азия на подиуме
У каждого дизайнера должна быть своя муза. У Пьера Кардена ею была Хироко Мацумоко, которую он привез из Японии в Париж в 1960 году. Для Европы это было страшной экзотикой: азиатка на подиуме! Хироко была звездой парижских подиумов много лет, а потом сделала карьеру менеджера в модном доме Herve Leger.
Пьер Карден часто повторял, что для него не существует территориальных границ, и истинная красота не должна зависеть от геополитики. Он был, кажется, единственным в мире европейским дизайнером, который показал свою коллекцию на Великой Китайской стене.
Это космос!
«Космическая мода» родилась благодаря Пьеру Кардену (ну и Пако Рабан немного помог). Он был единственным модельером, который одевал астронавтов NASA.
«Юрий Гагарин открыл мне новый мир, мир огромного бескрайнего космоса, чем навсегда покорил меня как человека и художника»
Но главными его моделями были советские космонавты – он восхищался Юрием Гагариным, а знаменитая коллекция Space Age появилась после того, как он увидел фотографию Валентины Терешковой в скафандре. «Юрий Гагарин открыл мне новый мир, мир огромного бескрайнего космоса, чем навсегда покорил меня как человека и художника», – говорил мсье Пьер. Его коллекция Cosmocorps наверняка бы понравилась Илону Маску и будущим космическим туристам: шляпы-шлемы, пальто, напоминавшие скафандры, узкие сапоги и костюмы из ткани металлического цвета, круглые темные очки в белой оправе…
Лицензия на все
По легенде, когда Карден уходил от Диора, мастер напутствовал его словами: «Пьер, продавайте дорого – талант должен быть оплачен». Карден принял ценный совет к сведению и брендировал все на свете – стал продавать лицензии направо и налево, заработав при этом миллионы. «Я душусь собственным парфюмом, сплю на собственных простынях, ем продукты, на которых стоит мое имя. Да, я рожден художником, но при этом я бизнесмен», – говорил мсье Пьер.
Логотип Pierre Cardin можно увидеть на зажигалках, минеральной воде, поясах, сковородках, сигаретах, шоколаде, мебели… У него было оформлено около 800 лицензий на самые разные продукты в 140 странах мира. И это не говоря о ресторанах – Пьер Карден вошел в ресторанный бизнес в 1981 году, став владельцем Maxim’s. В какой-то момент Кардена стало так много, что мы почти забыли: вообще-то он кутюрье.
Русский след
Именно Карден познакомил Россию с высокой модой, а высокую моду – с Россией. Он был первым (и, пожалуй, единственным) дизайнером такого уровня, который черпал вдохновение в русском балете и русском театре. Впервые попав в СССР в 1963 году, Карден был очарован – и чуть позже стал вкладывать и душу, и свои коммерческие ресурсы в нашу культуру и наше производство. Карден сотрудничал с советскими фабриками: на них изготавливались ткани, из которых потом отшивались его коллекции. Он одевал Андрея Вознесенского и Майю Плисецкую («У меня только Карден, – говорила балерина. – Любое платье надень, все Карден»).
Он влюбился в спектакль Ленкома «Юнона и Авось» и за свои деньги устроил этому спектаклю европейские гастроли (и часто, кстати, пел арии из «Юноны» в своем ресторане). Одежду Пьера Кардена можно было купить за чеки в советских магазинах «Березка», их доставали по блату (как в фильме «Самая обаятельная и привлекательная»). Он устраивал показы своих коллекций на Красной площади (1991 год) и в Кремле (2011 год) и коллекционировал работы российских художников и скульпторов – в саду его виллы, к примеру, стояли скульптуры Александра Бурганова.
Он был первым и, пожалуй, единственным дизайнером такого уровня, который черпал вдохновение в русском балете и русском театре
«Я всегда брался за новое – и мне столько еще предстоит узнать, хотя уже многое знаю», – говорил он всего два года назад. Нам повезло – мы жили в век Кардена, даже если этого совершенно не замечали.
Интервью с бизнесменами, артистами, путешественниками, спортсменами и другими известными личностями вы можете найти в MY WAY.
Добавить комментарий