Век Кардена

29 декабря не стало Пьера Кардена: он не дожил до своего столетнего юбилея каких-то полтора года. Один из последних великих кутюрье, он мог сшить платье из чего угодно и из чего угодно сделать деньги.
Карден, С манекенщицами на Красной площади в 1991 г. ФОТО: LEGION-MEDIA

С манекенщицами на Красной площади в 1991 г. ФОТО: LEGION-MEDIA

Когда человек живет долго, мы забываем о его великом прошлом. Самая большая ошибка – считать Пьера Кардена дизайнером носовых платков или королем логотипа. Да, он был первым, кто придумал продавать свое имя как лицензию, и да, в разное время можно было купить не только «зонтики от Кардена», но и пикули и сардины от Кардена. Но не это сделало мсье Пьера великим. В середине прошлого века он перетряхнул современную моду, выбил из нее пыль. Даже если в вашем гардеробе нет ни одной вещи с инициалами PC, вы все равно являетесь носителями его ДНК.

Предшественник Сен-Лорана

Свою карьеру Карден начал подмастерьем у Кристиана Диора. Художники обычно очень ревнивы к чужому таланту, но Диор не мог не признать, что вырастил гения. «Дизайнеры вроде Кардена – это наше будущее», – сказал как-то он и был прав. Именно Кардена Диор видел своим преемником: 24-летний подмастерье помог ему придумать знаменитый жакет «бар» и стал соавтором коллекции New Look. Когда Пьер решил уйти, на его место пришел Ив Сен-Лоран (интересно, какой была бы современная мода, если бы этого не случилось). И, кстати, Кристиан Диор был первым, кто поздравил Пьера Кардена с открытием собственного ателье, он прислал в подарок букет из 170 тюльпанов.

ФОТО: LEGION-MEDIA

Демократичная мода

Как истинный революционер от моды, Пьер Карден обьявил войну дворцам. В 1959-м он показал свою коллекцию в универмаге Printemps, что вызвало серьезный переполох в буржуазном фешен-обществе и стоило ему изгнания в 1959 году из Синдиката высокой моды (интересно, что три года спустя Синдикат не просто попросил его вернуться, но и предложил пост президента). По сути, Карден вывел моду с подиума на улицу. «Благодаря мне существует прет-а-порте, – говорил он. – Нет ничего постыдного в том, чтобы вытащить моду из золотых салонов».

Он первый начал продавать свою моду самым обычным покупателям: модели из его коллекций отшивались из недорогих тканей и материалов, что делало их менее дорогими, но не менее эффектными. Примеру Кардена потом последовали абсолютно все.

Характерный силуэт коллекции Кристиана Диора New Look. ФОТО: OUTLETONLINE2021.RU

Мужской костюм

До Пьера Кардена мужской костюм был до крайности консервативным. Черный, синий или мышиного цвета пиджак с лацканами, брюки того же цвета, классическая посадка. Альтернативы не было вовсе – точнее, альтернатива была только в джинсах и цветастых рубашках (чем и пользовались хиппи). Но Карден сменил оптику: он предложил альтернативный покрой и революционную цветовую гамму. В его коллекциях появились удлиненные пиджаки с воротником-стойкой или без воротника вовсе, в пастельной гамме, от салатового до голубого. К ним предлагались яркие галстуки и рубашки с геометрическими принтами. Первыми эти костюмы оценила богема: Грегори Пек, Рекс Харрисон, Мик Джаггер. Весь мир обошли фотографии, на которых битлы были одеты «от Кардена». За звездами подтянулись и обычные покупатели. В конце концов Карден открыл бутик мужской моды «Адам» (первый дизайнерский бутик такого рода), и его прибыль превысила доходы от женского бутика «Ева».

Битлы в пиджаках Pierre Сardin. ФОТО: LEGION-MEDIA

«До меня одежду для мужчин не шил ни один дизайнер, только портные, – говорил Карден в одном из своих поздних интервью. – Сегодня же многие дизайнеры ориентируются больше на клиентов-мужчин, чем на женщин. Я делаю вывод, что и полвека назад был на правильном пути».

Унисекс

В это трудно поверить, но Пьер Карден, помогавший когда-то Кристиану Диору придумывать ультраженственный стиль New Look, был пионером в моде унисекс. Он всегда любил экспериментировать с материалами. «Тело абстрактно, – любил говорить Карден. – Я не думаю о теле, когда создаю костюм. Скорее, наоборот: черпаю вдохновение в материале, а потом думаю, как этот материал приспособить к человеку. Мне совершенно не важно, для кого я создаю, для мужчины или для женщины. Мне важнее то, что меня вдохновляет, а это может быть что угодно: колесо, кусок веревки, подушка, радиоприемник, камень».

С Брук Шилдс. ФОТО: LEGION-MEDIA

Не знаем, как он инкорпорировал в моду радиоприемник, но пластик, плексиглас, серебряный винил, металлические застежки-молнии из его коллекции 1957–1958 годов выглядели органично и на мальчиках, и на девочках. Он же ввел в моду унисекс-комбинезон. Возможно, все дело в том, что любимым школьным предметом Кардена была геометрия, искусство четких линий и строгих форм, которому нет дела до плавных женственных изгибов.

Плотные колготки – черные и цветные

Еще работая у Диора, Пьер Карден заинтересовался такой деталью женского гардероба, как колготки. В то время все женщины носили чулки, а колготки считались вещью профессиональной, исключительно для танцовщиц и актрис. Колготки неэстетичны – таким был приговор. Но Пьер Карден так вовсе не считал. Он придумал колготки цветные и плотные черные, показав их в своих первых коллекциях, и они идеально подошли к мини-юбкам Мэри Куант. Девушки были в восторге: так ново, так неожиданно, и… так удобно! Увидев, что он нашел золотую жилу, Карден усовершенствовал свое изобретение: это с его легкой руки колготки стали маркировать размерами и упаковывать в симпатичные коробочки.

Экспонаты выставки Pierre Cardin: Future Fashion, проходившей в 2019 г. в Бруклинском музее. ФОТО: LEGION-MEDIA

Азия на подиуме

У каждого дизайнера должна быть своя муза. У Пьера Кардена ею была Хироко Мацумоко, которую он привез из Японии в Париж в 1960 году. Для Европы это было страшной экзотикой: азиатка на подиуме! Хироко была звездой парижских подиумов много лет, а потом сделала карьеру менеджера в модном доме Herve Leger.

Муза модельера Хироко Мацумоко. ФОТО: PROFIMEDIA

Пьер Карден часто повторял, что для него не существует территориальных границ, и истинная красота не должна зависеть от геополитики. Он был, кажется, единственным в мире европейским дизайнером, который показал свою коллекцию на Великой Китайской стене.

Это космос!

«Космическая мода» родилась благодаря Пьеру Кардену (ну и Пако Рабан немного помог). Он был единственным модельером, который одевал астронавтов NASA.

«Юрий Гагарин открыл мне новый мир, мир огромного бескрайнего космоса, чем навсегда покорил меня как человека и художника»

Но главными его моделями были советские космонавты – он восхищался Юрием Гагариным, а знаменитая коллекция Space Age появилась после того, как он увидел фотографию Валентины Терешковой в скафандре. «Юрий Гагарин открыл мне новый мир, мир огромного бескрайнего космоса, чем навсегда покорил меня как человека и художника», – говорил мсье Пьер. Его коллекция Cosmocorps наверняка бы понравилась Илону Маску и будущим космическим туристам: шляпы-шлемы, пальто, напоминавшие скафандры, узкие сапоги и костюмы из ткани металлического цвета, круглые темные очки в белой оправе…

Космическая мода Пьера Кардена. ФОТО: LEGION-MEDIA

Лицензия на все

По легенде, когда Карден уходил от Диора, мастер напутствовал его словами: «Пьер, продавайте дорого – талант должен быть оплачен». Карден принял ценный совет к сведению и брендировал все на свете – стал продавать лицензии направо и налево, заработав при этом миллионы. «Я душусь собственным парфюмом, сплю на собственных простынях, ем продукты, на которых стоит мое имя. Да, я рожден художником, но при этом я бизнесмен», – говорил мсье Пьер.

Логотип Pierre Cardin можно увидеть на зажигалках, минеральной воде, поясах, сковородках, сигаретах, шоколаде, мебели… У него было оформлено около 800 лицензий на самые разные продукты в 140 странах мира. И это не говоря о ресторанах – Пьер Карден вошел в ресторанный бизнес в 1981 году, став владельцем Maxim’s. В какой-то момент Кардена стало так много, что мы почти забыли: вообще-то он кутюрье.

На Московской неделе моды, сезон осень/зима 2016–17. ФОТО: LEGION-MEDIA

Русский след

Именно Карден познакомил Россию с высокой модой, а высокую моду – с Россией. Он был первым (и, пожалуй, единственным) дизайнером такого уровня, который черпал вдохновение в русском балете и русском театре. Впервые попав в СССР в 1963 году, Карден был очарован – и чуть позже стал вкладывать и душу, и свои коммерческие ресурсы в нашу культуру и наше производство. Карден сотрудничал с советскими фабриками: на них изготавливались ткани, из которых потом отшивались его коллекции. Он одевал Андрея Вознесенского и Майю Плисецкую («У меня только Карден, – говорила балерина. – Любое платье надень, все Карден»).

«У меня только Карден», – говорила Майя Плисецкая. ФОТО: LEGION-MEDIA

Он влюбился в спектакль Ленкома «Юнона и Авось» и за свои деньги устроил этому спектаклю европейские гастроли (и часто, кстати, пел арии из «Юноны» в своем ресторане). Одежду Пьера Кардена можно было купить за чеки в советских магазинах «Березка», их доставали по блату (как в фильме «Самая обаятельная и привлекательная»). Он устраивал показы своих коллекций на Красной площади (1991 год) и в Кремле (2011 год) и коллекционировал работы российских художников и скульпторов – в саду его виллы, к примеру, стояли скульптуры Александра Бурганова.

Он был первым и, пожалуй, единственным дизайнером такого уровня, который черпал вдохновение в русском балете и русском театре

«Я всегда брался за новое – и мне столько еще предстоит узнать, хотя уже многое знаю», – говорил он всего два года назад. Нам повезло – мы жили в век Кардена, даже если этого совершенно не замечали.

Интервью с бизнесменами, артистами, путешественниками, спортсменами и другими известными личностями вы можете найти в MY WAY.

Текст: Ольга Маршева

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ

Надежда Лысенко – на Евразийском женском форуме

Героиня нашего недавнего интервью, советник президента МТС по социальным и культурным проектам,...

ПОДРОБНЕЕ

Бахрушинский открывает выставку о Майе Плисецкой

Новая выставка Бахрушинского музея – «Майя Плисецкая. Арена жизни», которая открывается в Люксе...

ПОДРОБНЕЕ