Гонконг – арт-столица Азии

Город-государство с собственной валютой, политическим, правовым и экономическим регулированием, Гонконг, достигнув невероятных успехов в бизнесе, поднял на соответствующий уровень и культуру. Сегодня здесь можно изучать и мировую историю искусства, и современную архитектуру. 
ФОТО: DEPOSITPHOTOS.COM

ФОТО: DEPOSITPHOTOS.COM

Гонконг: от хижин до небоскребов

Полуторавековое пребывание в статусе британской колонии сделало из Гонконга во всех отношениях мультикультурное пространство, эклектика которого приводит в восторг даже равнодушных скептиков. Здесь действительно встречаются Европа и Азия, сколько бы ни спорили об этом города самых разных стран и регионов: старинные китайские рыбацкие хижины и храмы тут мирно уживаются с викторианскими постройками и современными небоскребами. Кроме того, почти десятилетие город регулярно оказывается в фокусе внимания арт-мира как громкими выставками, так и продажами музейного уровня искусства в самых разных категориях, от Рембрандта и импрессионистов до драгоценностей и международных звезд современного искусства.

Можно считать, что превращение города в арт-столицу всего азиатского региона началось с… башни! Точнее – с архитектуры и одного из ярких ее представителей Йо Минг Пея. Еще за 15 лет до перехода территории города под юрисдикцию Китая и преображения в межконтинентальные «золотые ворота» именно этого архитектора пригласили построить здесь банковский небоскреб BOC. И, как и в случае с легендарной пирамидой парижского Лувра, Пей стал своеобразным пророком: 315-метровая башня, будто сложенная из гигантских тетраэдров, стала самым узнаваемым зданием Гонконга, а сегодня считается едва ли не символом города.

На выставке Дэмьена Херста в Gagosian Gallery. 2011 г. ФОТО: ПРЕДОСТАВЛЕНО ПРЕСС-СЛУЖБОЙ

Вслед за одним из первых Притцкеровских лауреатов руку к городскому ландшафту приложил еще один архитектор, сэр Норман Фостер. Британский гуру на исходе пребывания британцев построил здесь международный аэропорт, ставший фактически хайтек-«лицом» мегаполиса. А уже после 1997 года, когда право «аренды» города у британцев закончилось навсегда, в Гонконге начался настоящий строительный бум, не закончившийся и поныне. И, конечно, звезды мировой архитектуры, чьи здания автоматически вписываются в листы «обязательных для посещения достопримечательностей», не отказывали в сотрудничестве местным девелоперам.

Дэмьен Херст. Из серии «Ради всего святого. ФОТО: ПРЕДОСТАВЛЕНО ПРЕСС-СЛУЖБОЙ

Herzog & de Meuron здесь реконструировали и достраивали современным корпусом центр искусства Tai Kwun Centre for Heritage and Art. Заха Хадид, бюро Arquitectonica и MVRDV строили офисные башни с сопутствующей инфраструктурой. А тот же Фостер неоднократно возвращался с новыми проектами: например, возводил The Murray Hotel и перестраивал пассажирский океанический терминал. В 2010-м одна из крупных местных галерей – Edouard Malingue Gallery – пригласила Рема Колхаса и его бюро OMA оформить в одной из башен собственное выставочное пространство. А уже спустя год в город потянулись и международные галереи-гиганты.

Гонконг: от галереи до музея

Пионером галерейной западной экспансии в Гонконге стал знаменитый Ларри Гагосян. Инаугурационная выставка в январе 2011-го в огромном пространстве включала новые работы Дэмьена Херста – живопись, скульптуру и один из серии его усыпанных бриллиантами черепов «Ради всего святого». И выбор европейского художника-провокатора, и включение драгоценной во всех смыслах работы звучали тогда своеобразным манифестом новой азиатской всеядности: богатые китайцы и японцы уже не охотились исключительно за национальными сокровищами и в полной мере распробовали на вкус всемирное наследие. За восемь лет работы галереи вездесущий дилер ни разу не отклонялся от взятого курса – здесь проходили разнообразные выставки модернистов и современников, с которыми постоянно работает галерея, от Сезанна и Пикассо до Джеффа Кунса и Альберта Оэлена.

M + Pavilion – одна из самых интересных арт-площадок Гонконга. ФОТО: ПРЕДОСТАВЛЕНО ПРЕСС-СЛУЖБОЙ

Другие акулы арт-рынка не отставали от Гагосяна. В течение пары следующих лет свои представительства здесь открыли немало ведущих галерей. Среди них – Perrotin (сегодня здесь проходит выставка американского стрит-арт художника Барри Макги), Pace Gallery (экспозиция-диалог русско-американского скульптора Луизы Невельсон и китаянки Инь Сючжэнь), Axel Vervoordt Gallery (сборная выставка европейского и азиатского искусства) и Hauser & Wirth (экспозиция авангардиста Жана Арпа).

За последние десять лет в Гонконге открылась дюжина новых частных и государственных музеев

Параллельно галерейному, город накрыл и музейный бум – за последние десять лет в Гонконге открылась дюжина новых частных и государственных институций. Найти тут можно все, от раритетов античного мира до русского авангарда и работ актуальных молодых художников со всей планеты.

На ярмарке Art Basel в Гонконге. Стенд галереи Blum & Poe. 2019 г. ФОТО: ПРЕДОСТАВЛЕНО ПРЕСС-СЛУЖБОЙ

В числе самых интересных – M + Pavilion и Liang Yi Musuem. В первом 16 ноября стартует выставка «Ногучи для Дана Во: контрапункт», в которой работы американского классика Исаму Ногучи «беседуют» с работами датчанина Дана Во. Во втором до конца февраля 2020-го работает экспозиция об орнаментах в декоративно-прикладном искусстве в Европе и Азии XVI–XIX веков.

От аукциона до ярмарки

На право именоваться художественными первопроходцами в Гонконге претендуют и крупнейшие аукционные дома. Sotheby’s открыл здесь свой офис и провел первые торги в 1973 году, а Chrisite’s ступил на заповедную землю в 1986-м.

На выставке орнаментального декоративно-прикладного искусства в Liang Yi Musuem. 2019 г. ФОТО: ПРЕДОСТАВЛЕНО ПРЕСС-СЛУЖБОЙ

Впрочем, их присутствие долгое время ограничивалось как раз этнической принадлежностью рынка – на аукционах продавали лишь локальных художников. Но местный бум начала 2010-х, конечно, сказался и на них. Торги стали проходить во всех мыслимых категориях, от старых мастеров и антикварной мебели до дизайна и драгоценностей, а годовые отчеты показывают уверенный рост как оборота, так и числа клиентов.

Женский жакет. Китай. Середина XIX в. ФОТО: ПРЕДОСТАВЛЕНО ПРЕСС-СЛУЖБОЙ

«Аукционные продажи в Азии выросли на 5% до £613,1 млн. На долю клиентов из Азии в 2018 году пришлось 25% всех продаж. Активность 57% клиентов из региона пришлась на категории, не связанные с азиатским искусством», – комментирует итоги прошлого года гендиректор Christie’s Гийом Черутти. Лидером же в регионе и сегодня остается Sotheby’s: в первом полугодии 2019-го дом уже продал искусства на $495 млн, а также объявил о приросте коллекционеров из Азии на 22%.

Галерейно-аукционная активность привела в «третью финансовую столицу мира» и крупнейшие ярмарки. В 2013-м здесь открылись второй после Майами филиал легендарной Art Basel и Салон Watches & Wonders, младший брат женевского Салона высокого часового искусства SIHH. На Восток смотрит и главная ярмарка антиквариата Tefaf, проходящая в Маастрихте и Нью-Йорке. Правда пока маршаны держат свое открытие в планах.

Дорожная коробка с туалетными и письменными принадлежностями. Япония. Эпоха Эдо (1603–1868). ФОТО: ПРЕДОСТАВЛЕНО ПРЕСС-СЛУЖБОЙ

Русским же галереям, уже давно не участвующим в крупных международных смотрах, предложить в Азии пока, вероятно, нечего. Наше присутствие в регионе ограничивается музейными гастролями и пространством аукционного дома Phillips, открывшегося в Гонконге в прошлом году и дающего надежду, что современные российские художники появятся здесь если не с выставкой, то хотя бы на торгах.

О самых интересных путешествиях читайте в MY WAY.

Текст: Олег Краснов

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ

Ikos Olivia – после частичной реконструкции

Один из лидеров на рынке роскошного отдыха по системе «все включено», Ikos Resorts представил г...

ПОДРОБНЕЕ

Китайский дворец императрицы

В дворцово-парковом ансамбле «Ораниенбаум» после 20-летней реставрации открыт уникальный шедевр...

ПОДРОБНЕЕ