Добро пожаловать!

Эти мемориальные московские квартиры отличает общее качество — они сохраняют «эффект присутствия». Возможно, дело в абсолютной подлинности атмосферы и интерьеров, из-за чего возникает ощущение, будто хозяева только вышли и вот-вот вернутся обратно.

 Дом Джульетты

Музей-квартира Г.С. Улановой (филиал ГЦТМ им. А.А. Бахрушина)

Котельническая наб., 1/15, кв. 185

Одно из самых красивых сталинских зданий в Москве. Подъезды пестрят мемориальными досками писателей, академиков, артистов... Легенда мирового балета Галина Сергеева Уланова прожила в этом доме почти полвека. Сначала на 9 этаже, а последние годы на 6-м. С 2004 года здесь музей великой балерины.

Уланова ушла из жизни в 88 лет. Но вам даже в голову не придет, что вы пришли в гости к пожилой даме. Высокие потолки, просторный светлый холл, минимум вещей — зато каких изысканных. Изящные туфельки от Salvatore Ferragamo и других французских и итальянских дизайнеров, сумочки, перчатки, зонтики, элегантные плащи от Gucci. Все это скорее напоминает об очаровательной хрупкой женщине, чем о дважды Герое Соцтруда и четырежды лауреате Сталинских премий (одна из них была дана за исполнение партии Джульетты в балете Прокофьева).

За стеклянными дверями — гостиная с большими окнами, выходящими на Москву-реку, Кремль, набережные — настоящий открыточный вид. Квартиры в высотке изначально были меблированы, но здесь — ничего «казенного». Старинные диваны, кресла, комоды — все это было привезено из маминой ленинградской квартиры. Перед огромным зеркалом в полстены, купленным когда-то на «эрмитажных» распродажах, Галина Сергеевна каждый день по 40 минут занималась у станка (или, как в этой квартире, у спинки стула). Всю жизнь она держала вес 48 кг, сохраняла потрясающую осанку и ходила на каблуках — до самых последних дней.

Замечательные фарфоровые статуэтки работы Елены Янсон-Манизер запечатлели Уланову в ее культовых партиях — в том числе и в образе пленительной романтичной Джульетты. Плетеный головной убор, в котором Галина Сергеевна танцевала эту партию, — среди реликвий, выставленных в отдельной комнате, на небольшой экспозиции о творческом пути балерины.

Кроме редких фотографий и писем, деталей сценических костюмов — вдруг обыкновенный, видавший виды молоток: Уланова «разбивала» им жесткие пуанты — а потом подарила своей ученице Екатерине Максимовой.
Галина Сергеевна не была склонна к коллекционированию (обилие ваз, статуэток лебедей, плюшевые игрушки, графика на стенах — все это подарки от восторженных поклонников), там не менее у нее большая и интересная библиотека, включая массу изданий с дарственными надписями и миниатюрное полное собрание сочинений Шекспира.

В своем репертуаре

Музей-квартира актерской семьи М.В., А.А. Мироновых и А.С. Менакера (филиал ГЦТМ им. А.А. Бахрушина)

М. Власьевский пер., 7, кв. 8

Внешне этот 16-этажный дом ничем непримечателен (в отличие от чудом сохранившегося рядом деревянного особнячка послепожарной застройки). Впрочем, по советским меркам, это было добротное жилье в элитном районе — у Арбата. М.В. Миронова и А.С. Менакер — популярнейший в советские годы эстрадный дуэт, составлявший «театр двух актеров» — поселились здесь в 1971 году. Квартира Марии Владимировны и Александра Семеновича представляет собой смешение эпох и стилей. Прекрасной антикварной мебели, по большей части фамильной, немного тесновато в «хоромах» позднесоветского периода, но в целом интерьеры смотрятся роскошно. Одно из главных богатств — как его понимала советская интеллигенция — обилие книжных полок с собраниями сочинений и редкими изданиями.

За стеклами — многочисленные фото хозяев дома, их знаменитого сына Андрея Миронова, их друзей — известных актеров и режиссеров. И еще забавная записка: «Не шарь по полкам жадным взглядом/ Тут не даются книги на дом/ Лишь безнадежный идиот/ Знакомым книги раздает».

Трехкомнатная квартира полна раритетов. В гостиной — подарок Исаака Дунаевского — рояль «Мюльбах», без которого не обходилась ни одна репетиция актерского дуэта. Под потолком — люстра из Зимнего дворца. На бабушкином буфете — старинные часы. В шкафах — изобилие гжельских и дулевских фарфоровых фигурок. Оба супруга были страстными коллекционерами: уникальное собрание советского агитфарфора Мария Владимировна передала в Музей декоративно-прикладного искусства, а чтобы полки на стенах «не пустовали», заполнила их авторскими керамическими сырными досками.

В спальне Марии Владимировны — старинные иконы и лампады. Во встроенных шкафах в коридоре, превращенных в витрины, — сценические костюмы, в том числе и тот, в котором Андрей Миронов в последний раз играл свою звездную роль Фигаро (актеру, напомним, стало плохо прямо на сцене; было это на гастролях в Риге летом 1987 года). Трогательный экспонат — пачка «красного Мальборо» на гримерном столике Андрея, перенесенном сюда из театра после его смерти. Невероятный дефицит в те годы — но Миронов другие сигареты не признавал.

В кухне — царство красного: кастрюли, чашки, скатерть, занавески, стулья, даже финский холодильник Helkama (в 1970-1980-е собрать такой «монохром» было целое дело).

Самая высокая культурная точка

Мемориальная квартира Святослава Рихтера (филиал ГМИИ им. А.С. Пушкина)

Большая Бронная, 2/6, кв. 58-59

В аналогичную типовую 16-этажную «башню», только на углу Большой и Малой Бронных, в том же 1971 году переселился Святослав Рихтер — дом композиторов, что в Брюсовом переулке, пришлось покинуть, уж слишком там было плохо со звукоизоляцией. Зато в новом доме этой проблемой озадачились заранее. Знаменитый пианист с женой, камерной и оперной певицей, профессором Московской консерватории Ниной Дорлиак стали обладателями двух соседних квартир на самом верхнем этаже. Благодаря тому, что квартиры были объединены, появилась большая комната, называвшаяся по-старинному «Зала», с панорамными лоджиями во всю стену, с которых открывается роскошный вид. Кроме того, в зале удалось увеличить потолки и тем самым улучшить акустику. Здесь проходили репетиции и музыкальные вечера, устраивались елки и карнавалы — так называемые «балы на Бронной», на которые в конце 1980-х съезжалась вся артистическая столица. Квартиру Рихтера недаром называли «самой высокой культурной точкой Москвы».

В этом зале и поныне на музейных концертах звучат мемориальные рояли Steinway (кстати, в апрельской афише — предпочтение итальянской музыке XVII-XIX веков). И вновь включаются старинные торшеры с шелковыми абажурами, подаренные Рихтеру мэром Флоренции. Впрочем, если не считать отдельных подобных подарков, обстановка квартиры — особенно кабинета Святослава Теофиловича — достаточно скромна. Здесь буквально нет ничего лишнего. Мебель — разнокалиберная, но функциональная: рядом с дореволюционным шкафом для нот — полированные, советского периода, шкафы для книг (многие тома — на немецком, которым Рихтер владел в совершенстве).

Интересные музеи-квартиры в Москве

ФОТО: ГМИИ им. А. С. Пушкина

Рядом на стене — красочный пейзаж Сарьяна, подаренный женой Булгакова Еленой Сергеевной. Кстати, Рихтер живописью очень интересовался, устраивал у себя в квартире вернисажи любимых художников, да и сам одно время брал уроки у Роберта Фалька. Сейчас работы Фалька, Василия Шухаева, Дмитрия Краснопевцева, как и пастели самого Святослава Теофиловича — обязательная, но переменная часть экспозиции. Рихтер часто менял картины на стенах, ту же традицию сохраняет и музей. Из особо симпатичного — куклы-марионетки Резо Габриадзе, изображающие Рихтера и директора ГМИИ Ирину Александровну Антонову, с которой пианиста связывала многолетняя дружба.

Графские сокровища

Музей-квартира А.Н. Толстого (филиал Государственного литературного музея)

Спиридоновка, 2/6

Из окон квартиры Рихтера хорошо видны церковь Большого Вознесения у Никитских ворот и особняк Рябушинского. В самом этом замечательном модерновом здании, спроектированном Шехтелем, сейчас музей-квартира Горького. А вот в относящемся к усадьбе флигеле с 1938 года «квартировал» Алексей Николаевич Толстой. Посетителям доступны две большие мемориальные комнаты — кабинет и гостиная, а также музыкальная гостиная на бывшей «женской половине».

«Красный граф» любил окружать себя красивыми, удобными, добротными вещами. И все это богатство хочется рассматривать в деталях. К примеру, кресла в кабинете у камина (спроектированного, кстати, самим Толстым) — с львиными головами и сфинксами-подлокотниками. Это павловская мебель из Михайловского дворца, которую писатель отыскал в одном из антикварных магазинов Петрограда — разбитую буквально на фрагменты — и восстановил вместе со знакомым краснодеревщиком. На так называемых дворцовых распродажах 1920-1930-х, на блошинках и даже свалках Алексей Николаевич умудрялся отыскивать стоящие вещи. Так, продырявленный холст на поверку оказался подлинником Карла Брюллова — это чудесный «Итальянский танец».

Один из «лейтмотивов» дома — петровская эпоха. Что неудивительно, если вспомнить, что Толстой, много лет работал над романом «Петр I». Ему просто необходимо было окружать себя вещами и образами той поры, будившими воображение, эмоции, настроение... На столе— судовые часы с флагманского петровского корабля. На стенах — портреты Петра I, его прижизненная маска, снятая Растрелли. В коридоре — роскошный резной походный ларь Петра. Всего не перечесть.

Практически за каждым предметом — какая-то особенная история. Одна из самых интригующих связана с «Искушением Святого Антония» — некоторые исследователи приписывают его Босху. Эту картину Толстой привез в 1939 году из Тригорского (ныне в составе Пушкинского заповедника), где купил... у крестьян. Есть свидетельства, что под впечатлениями от нее Александр Сергеевич писал страшный сон Татьяны. Еще бы — она полна типичной босховской «чертовщины». Такая вот связь времен.

«Милый дом» главного конструктора

Мемориальный дом-музей академика С.П. Королева (филиал Музея космонавтики)

1-я Останкинская, 28

Единственный собственный дом в нашей подборке. В сквере, за зеленым забором, в пяти минутах ходьбы от метро ВДНХ — небольшой двухэтажный особнячок, где жил таинственный Главный конструктор. Деревянная беседка, дорожки, скамейки, огромные, будто южные, окна эркеров «нашего милого дома», как всегда называл его хозяин в письмах к жене... Имя Сергея Павловича Королева было рассекречено лишь после его смерти. Рассказывают, что 40 лет назад, когда музей только открылся, сюда ломились толпы посетителей. Но сейчас здесь тишина, и никакого ажиотажа. Время будто задержалось в тех самых, столь модных сегодня «оттепельных» 1960-х, которые с разной степенью убедительности пытаются воссоздать многочисленные сериалы. Так приходите сюда — и попробуйте представить ту эйфорию, которая сопровождала годы советского космического триумфа.

Королев прожил здесь всего шесть лет — но это именно то время, когда совершались первые пилотируемые полеты. С фотографий, подписанных Сергею Павловичу прямо в космосе, на борту «Востоков», смотрят красивые счастливые люди — Терешкова, Николаев, Леонов, Попович, Комаров. Традицию эту начал Герман Титов — причем в обход строжайшего запрета проносить посторонние предметы на борт. И его фото — самое неформальное, не в кителе, а в простой клетчатой рубашке. Дом помнит, как все эти люди, вместе с конструкторами собирались здесь, в большой и светлой гостиной у камина, о чем-то спорили, что-то обсуждали, что-то отмечали... Любопытно рассматривать технику того времени — проигрыватель, магнитофон, «новейший» телевизор «Рубин», кинопроектор, немецкий радиоприемник Telefunken. Впрочем, интерьеры довольно аскетичные. Кроме нескольких живописных пейзажей, купленных самим Королевым, остальные декоративные предметы — пузатые вазы богемского стекла, фарфоровые статуэтки — сплошь подарки.

На втором этаже — спальня, библиотека и кабинет академика. На огромном рабочем столе — стопки книг. Они лежат ровно в том порядке, как и при жизни Главного конструктора. А из окна спальни видна взмывающая ввысь ракета — монумент «Покорителям космоса».

 

О самых интересных выставках, концертах, аукционах и других значимых событиях из мира искусства читайте в MY WAY.

Текст: Людмила Буркина

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ

The St. Regis Maldives Vommuli – среди лучших

Отель The St. Regis Maldives Vommuli открылся в ноябре 2016 года на частном острове, расположен...

ПОДРОБНЕЕ

В Бангкоке открылся отель бренда Avani

В Центральном деловом районе Бангкока, поблизости от станции метро Phra Ram 9 и рядом с линией ...

ПОДРОБНЕЕ