В конце февраля мир облетела новость. Илон Маск – глава компании SpaceX и главный на сегодня космический ньюсмейкер – решил в следующем, 2018, году отправить туристов к Луне на борту космического корабля Dragon 2. Имена двух счастливчиков держатся в секрете – известно только, что они уже отдали аванс и теперь проверяют здоровье и проходят подготовку. Их путешествие займет неделю. Они долетят до Луны, сделают петлю вокруг нее и вернутся обратно, то есть преодолеют около 640 000 км пути.
Мировые СМИ заняты обсуждением – кого же Маск отправит на Луну? В числе претендентов называют кинорежиссера Джеймса Кэмерона (режиссера фильма «Аватар» и большого фаната космоса), президента Google Сергея Брина, а также британского миллиардера и основателя корпорации Virgin Ричарда Брэнсона.
Надо сказать, что Илон Маск – не первый, кому пришла в голову идея организации коммерческих туров на Луну. Российская Ракетно-космическая корпорация «Энергия» (одно из предприятий «Роскосмоса») совместно с американской Space Adventures разрабатывают лунную тему с 2005 года. В их версии до Луны должны добраться восемь человек (группа как раз сейчас набирается). Разместившись в модернизированном под туристические нужды космическом корабле «Союз», они облетят Луну и возвратятся на Землю. Билет на одного человека будет стоить $120 млн.
Правда, в отличие от проекта Илона Маска даты здесь называются расплывчатые. Как сказал в интервью РИА «Новости» генеральный директор РКК «Энергия» Владимир Солнцев, «услуга по облету Луны» может появиться на туристическом рынке в 2021–2022 годах. Так что пока фантазер и мечтатель Илон Маск дает фору серьезным космическим гигантам.
Почему же все так всполошились после заявления Маска? Ведь туристические полеты в космос сегодня – не сказать что заурядное, но вполне себе представимое явление. Стараниями «Роскосмоса» и Space Adventures в космосе уже побывало семь туристов. Их целью были посещение Международной космической станции (МКС) и полет вокруг Земли по орбите. В этом-то и дело. В космической терминологии околоземное пространство называется «ближним космосом», и оно уже достаточно скрупулезно исследовано человеком. Луна же – это наши ворота в «настоящий», «дальний космос», в ту самую Вселенную, бесконечность которой невозможно постичь человеческим разумом. Но, как говорится, глаза боятся, а Илон Маск делает. К тому же на Луне люди не были уже 45 лет – самое время наверстывать.
За орбитальный полет каждый из космических туристов заплатил миллионы долларов (от $2 до 40 млн), причем для некоторых эти суммы были весьма существенными. Все они летали на российских кораблях «Союз». И, безусловно, все они – в полнейшем восторге.
«Это величайшее приключение в моей жизни. Я побывал на небесах и парил, как ангел, глядя вниз на Землю. Знал, что это будет рискованное приключение, и готовился к худшему. Однако все шесть дней я испытывал эйфорию». Эти слова произнес Деннис Тито – американский мультимиллионер и первый в истории человечества космический турист. Свой полет мистер Тито совершил в 2001 году. На тот момент ему было – внимание! – 60 лет. Это к вопросу о том, кого берут в космонавты. Ведь принято считать, что нужно обладать какими-то невероятными здоровьем и выносливостью. Это не так. Достаточно просто быть умеренно здоровым. На взлете у Денниса Тито были проблемы с сердцем, но ему оказали помощь профессиональные космонавты. Сейчас первому космическому туристу 76 лет. Он полон сил и мечтаний и даже строит космический корабль, который отвезет людей на Марс (проект Inspiration Mars).
Также среди уже состоявшихся космических туристов – единственная женщина, американка иранского происхождения Ануше Ансари и руководитель знаменитого канадского Cirque du Soleil Ги Лалиберте.
Забавно, но некоторые профессиональные космонавты скептически относятся к развлекательным полетам в космос. Туристы-де вертятся под ногами на МКС и мешают выполнять серьезные научно-исследовательские и технические задачи. И вообще, космос – это вам не отпуск на Бали по системе «все включено». Между тем и NASA, и «Роскосмос» активно поддерживают идею космического туризма, которую могут осуществлять частные компании типа SpaceX, Virgin Galactic или Orbital Sciences. Ведь это, прямо как во времена полета Гагарина, актуализирует вечную мечту человечества о космосе. Космос перестает быть просто заставкой на рабочем столе компьютера, а становится реальной, почти осязаемой субстанцией, которую при желании можно собственноручно пощупать. Так, в ближайшем будущем цены на суборбитальные и орбитальные полеты обещают существенно снизить: не исключено, что билет в космос будет стоить от $150 000 – меньше, чем квартира в Москве.
Ну а пока этого не случилось, можно, к примеру, за вполне вменяемые деньги – 200 000 рублей – испытать настоящую невесомость в ходе полета на самолете на Ил-76 МДК (www.вип-полеты.рф) или заплатить $75 000 и слетать в стратосферу на гигантском воздушном шаре (www.worldview.space).
Добавить комментарий