Мадонна в песках Абу-Даби

Свершилось! Через десять лет после старта проекта – торжественно и при участии глав ОАЭ и Франции – в Абу-Даби открыли филиал Лувра. Рассказываем, зачем понадобился такой музей и почему стоит посетить его как можно скорее.
Филиал Лувра в Абу-Даби

ФОТО: Abu Dhabi Tourism And Culture Authority

Канал Культура

Когда в конце 1950-х в маленьком рыбацком поселке на берегу Персидского залива нашли нефть, его судьба резко изменилась: он начал расти – и в конце концов вырос в современную столицу Эмиратов со всеми ее сверкающими небоскребами, пышными парками, орошаемыми опресненной водой, пляжами с чистейшим песком, сахарно-белыми мечетями – и с насыщенной культурной жизнью. Именно на нее в Абу-Даби сделали ставку – и, похоже, не прогадали. Все слышали о проходящей здесь ежегодно Международной выставке предметов роскоши «World Luxury Expo» – must see каждого уважающего себя «форбса». И конечно, – о масштабной ярмарке современного искусства «Abu Dhabi Art», проводимой под патронажем наследного принца шейха Мухаммада ибн Зайд Аль-Нахайяна, – с показом работ из самых именитых галерей мира, ежедневными аукционами и лекциями от известных арт-критиков. Теперь же, с открытием в Абу-Даби первого за пределами Франции филиала Лувра, престиж этих мероприятий вырастет стократно, городу гарантируются еще больший наплыв туристов и состоятельных коллекционеров, а также статус ведущего художественного центра не только ОАЭ, но и всего Ближнего Востока. Разумеется, останавливаться на этом здесь и не думают – в планах реализация еще четырех крупных музейных проектов – и, кстати, с привлечением ярчайших звезд современной архитектуры: Музей абстрактного искусства Гуггенхайма от Фрэнка Гери, Национальный музей имени шейха Зайда, за который будет отвечать бюро Foster + Partners Нормана Фостера, Центр исполнительских искусств авторства Захи Хадид (архитектор скончалась в прошлом году, и этот проект стал одной из ее последних больших работ) и Морской музей от Тадао Андо. Впрочем, Абу-Даби – богатейший город самого богатого эмирата ОАЭ – вовсе не гонится за архитектурными рекордами: здесь хотят, чтобы все было гармонично, и не забывают об «арабском контексте» даже при строительстве суперсовременных зданий. И новый Лувр как раз это подтверждает: спроектированный лауреатом Притцкеровской премии Жаном Нувелем и возведенный в западной части искусственного острова Саадият, он словно цитирует всю ближневосточную архитектуру разом.

Филиал Лувра в Абу-Даби

Ай Вэйвэй. «Фонтан света». 2016 г.

Музейные палаты

Уже мало кто помнит, но соглашение между Францией и ОАЭ о создании музея в Абу-Даби было заключено в 2007 году, а официальная закладка первого камня состоялась в 2009-м. ОАЭ не скупились: строительство обошлось примерно в €100 млн. Однако несмотря на немалые денежные вложения, дело продвигалось не без накладок: открытие музея несколько раз переносили из-за экономических потрясений – влияло падение цен на нефть, – а сам проект периодически подвергался критике из-за использования труда низкооплачиваемых мигрантов. Получив площадь в 24 000 кв. м, Жан Нувель придумал композицию из 55 компактных белоснежных построек (под 23 галереи, площадку для временных выставок, детский музей, 200-местный лекторий, ресторан, кафе и магазин) – целый музейный комплекс. Источниками вдохновения служили образ средневековой медины и традиционная арабская архитектура. Именно отсюда – словно прижатые друг к другу невысокие домики, напоминающие о тесной застройке ближневосточных городов, узкие улочки, площади, водные каналы и белый цвет – он тут доминанта.

Филиал Лувра в Абу-Даби

ФОТО: Abu Dhabi Tourism And Culture Authority

Венчает комплекс футуристичный купол диаметром 180 м – впрочем, если присмотреться, и у него правильный профиль: эта уникальная кружевная конструкция – явный отсыл к машрабиям, узорным решеткам-ставням, защищающим арабские дома от палящего солнца и нескромных взглядов. Жан Нувель говорил: «Когда солнце проникает сквозь купол, мы наблюдаем своеобразный «дождь света». И этот свет напоминает о солнечных бликах, что пляшут на песке оазиса в тени пальмовых листьев, и преображает залы музея. С наступлением темноты вся музейная махина начинает светиться, как резной марокканский фонарь, внутри которого горит свеча, – пожалуй, авиационным компаниям стоит перестроить свои маршруты, чтобы самолеты делали обязательный разворот над зданием, и пассажиры могли насладиться эффектным зрелищем.

Филиал Лувра в Абу-Даби

ФОТО: Abu Dhabi Tourism And Culture Authority

Мастер-универсал

«Лувр Абу-Даби» в строгом смысле слова не будет филиалом Лувра: Франция лишь одолжила Эмиратам название своего главного музея – на тридцать лет и шесть месяцев и за $525 млн. Как одолжила и экспонаты: еще за $747 млн на первые десять лет в пользование передано 300 известных и ценных произведений искусства из 17 ведущих национальных собраний. Сто из них – из Лувра, откуда приехали, например, «Прекрасная Ферроньера» школы Леонардо да Винчи и «Женщина перед зеркалом» Тициана. Кроме них, на гастроли в Абу-Даби отправились «Автопортрет» Ван Гога, «Вокзал Сен-Лазар» Клода Моне из Музея Орсе и «Наполеон на перевале Сен-Бернар» работы Жака-Луи Давида из Версаля. Из Центра Помпиду прибыла «Сушилка для бутылок» Марселя Дюшана. Национальная библиотека Франции передала свои средневековые Коран, Библию и Тору, а музей дворца Фонтенбло – флорентийское блюдо XVI века. Также в Эмиратах погостит и прекрасная компания современных художников во главе с Джузеппе Пеноне, Дженни Хольцер и Ай Вэйвэем. Вместе со всем этим новый музей покажет вещи из собственной коллекции, которая пока формируется, но уже выглядит очень солидно. Сейчас в ней чуть более 300 экспонатов, в том числе, например, «Композиция с голубым, красным, желтым и черным» Пита Мондриана, купленная на аукционе Christie’s в 2009 году за $27,6 млн, – тогда это стало ценовым рекордом на работы нидерландского художника.

Филиал Лувра в Абу-Даби

Фрагмент экспозиции Лувра в Абу-Даби

Сказав о коллекции, нельзя не сказать и об экспозиции – она здесь необычна. На пресс-конференции, которая прошла накануне открытия, музей был представлен как символ универсализма и открытости всем культурам и народам. И это подтверждается организацией выставочного пространства: в отличие от того же парижского Лувра, где каждой исторической эпохе, событию или художнику отводятся отдельные залы, в Абу-Даби экспонаты компонуют по принципу тематической близости. Поэтому вместе тут могут быть выставлены древние издания Корана и Библии, скульптурные фигурки третьего тысячелетия до нашей эры и «Антропометрии» Ива Кляйна, самурайские доспехи и латы немецкого рыцаря, античные торсы и торсы Родена. Словом, экспозиция рассказывает посетителям историю человечества через артефакты – от Древнего мира до contemporary art, – выявляя связи между разными культурами, демонстрируя ту самую заявленную открытость и порой даже рискуя: здесь найдется многое из того, что может стать источником проблем в мусульманской стране, – от скульптур ню до греческих икон и религиозных текстов на иврите. И чтобы не заканчивать разговор на слове «проблемы», немного расскажем о планах «Лувра Абу-Даби» на будущее. Франция обязалась поддерживать музей выставками – по четыре в год на ближайшие 15 лет. И первая из них – «Из одного Лувра – в другой», посвященная истории главного парижского музея, – откроется уже 21 декабря, как раз перед длинными новогодними каникулами.

О самых интересных выставках, концертах, аукционах и других значимых событиях из мира искусства читайте в MY WAY.

Текст: Любовь Пуликова, Анна Федорова

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ

На Кипр за фламинго!

Осень может стать прекрасным продолжением лета, если отправиться в теплые края: например, на Ки...

ПОДРОБНЕЕ

Китайский дворец императрицы

В дворцово-парковом ансамбле «Ораниенбаум» после 20-летней реставрации открыт уникальный шедевр...

ПОДРОБНЕЕ