Первое, куда непременно все желают попасть в Риме, – это отчего-то Ватикан. Считается, что нельзя уехать из этого великого города, не посмотрев Рафаэля и «Сикстинскую капеллу» Микеланджело. Однако сами Рафаэль с Микеланджело были прилежными учениками древнеримской классики, без которой немыслима вся европейская культура. В наше время вокруг античных мраморов уже нет той ауры благоговения, которая их окутывала два века назад, когда каждый приличный художник просто обязан был скопировать Аполлона Бельведерского. Оно и к лучшему – сегодня можно без лишних толп туристов незамутненным взглядом оценить истоки высокого стиля.
Рим: музеи Капитолия
Капитолийские музеи Рима почти так же обязательны к посещению, как Третьяковка в Москве. Они располагаются в самом главном для Вечного города месте, на холме, где дикая волчица выкормила двух братьев – Ромула и Рема. С давних времен здесь находился Дворец сенаторов, который в XVI веке перестроил Микеланджело, заодно спроектировав и всю площадь с прилегающими с двух сторон Дворцом консерваторов (типа нашего Совета Федераций) и Новым дворцом.
Эта небольшая площадь и поныне считается шедевром градостроительства. В ее центре высится конная статуя императора Марка Аврелия. Правда сейчас там стоит копия монумента, а сам он – в музее, который занимает два дворца. Именно туда и стоит отправиться сразу после обозрения архитектуры. Немаловажный факт – Капитолийский музей считается самым старым из всех музеев мира. Он был основан в XV веке, когда папа Сикст IV решил разместить на Капитолии бронзовые статуи. В том числе знаменитых «Волчицу» и «Мальчика, вынимающего занозу». Все папские дары и поныне хранятся во Дворце консерваторов. От одного дворца к другому, Новому, ведет подземный переход. В Новом же дворце – сплошь мраморные статуи. Чтобы ощутить всю силу и величие древнеримской пластики, надо взять планшет, заменяющий аудиогид, – рядом с картинкой каждого из экспонатов имеется его подробное описание. Но учтите, здесь такая концентрация классики на квадратный метр, что на втором десятке теряешь остроту восприятия. Для перерыва используйте смотровую площадку – к ней ведет особая лестница из подземного перехода. С этой площадки весь римский Форум лежит как на ладони.
Рим: Палаццо Массимо
Дворец, возведенный папой Сикстом V в конце XVI века, но изрядно перестроенный в XIX, находится буквально бок о бок с главным римским вокзалом Термини. И если у вас есть хотя бы час на пересадку, не упустите возможность увидеть великие статуи. Все они – от «Дискобола» до «Августа в тоге» – находятся на первом этаже.
На втором мраморные рельефы и скульптуры распределены по периодам римской истории (после изучения этих залов главных императоров вы будете узнавать в лицо). Наконец, на третий этаж надо подняться ради воссозданных комнат одной из вилл, полностью выкопанных в районе Трастевере. Все росписи по стенам сделаны словно вчера.
Рим: Палаццо Альтемпс
Поблизости от Пантеона находится палаццо XVI века, которое приобрел немецкий кардинал Марко Альтемпс. И теперь здесь один из самых интересных и модных музеев Рима, который ни в коем случае нельзя пропустить.
Сюда свезли все статуи, которые собирали богатейшие семейства Рима (например, Людовизи, церковные олигархи XVII века). В палаццо именно столько шедевров, чтобы можно было осмотреть за раз и не устать. К тому же часто привлекаются современные дизайнеры – вступить в диалог с античностью.
Рим: Centrale Montemartiri
Одна из первых электростанций Рима превращена в музей. Находится это место на окраине древнего города, в районе Piramide. При этом оборудование из залов не убрали, а статуи расставили прямо между трансформаторов и измерительных приборов (экспозиция называется «Боги и машины»). Контраст индустриального окружения и мраморных торсов создает сильный эмоциональный эффект. Один из шедевров музея – огромная мозаика с изображением охоты.
Рим: Бани Диоклетиана
Буквально напротив Палаццо Массимо находится одна из самых грандиозных построек Рима, созданная на закате империи в IV веке. Бани Диоклетиана, которые по размаху и роскоши должны были обставить Бани Каракаллы, со временем были переделаны в монастырь и церковь – над этим особо потрудился Микеланджело. А уже в ХХ веке сюда свезли все, что нашли во время строительства метро и других реконструкций Рима. Теперь в термах один из богатейших музеев по части эпиграфики и письменности вообще. Самое интересное тут – зримый показ античных традиций и культов. Особенно прекрасны алтари и саркофаги.
О самых интересных путешествиях читайте в MY WAY.
Добавить комментарий