Силуэты Берлина

Будучи в начале XX века скромной прусской столицей, особенно провинциальной на фоне соседней Вены, со временем Берлин превратился в один из самых интересных и гостеприимных городов мира. Не в последнюю очередь это произошло потому, что почти 30 лет его разделяла Стена.
Берлин, ФОТО: SHUTTERSTOCK.COM

ФОТО: SHUTTERSTOCK.COM

Архитектура города всегда дает исчерпывающую информацию о его реальной, непридуманной истории, но не у каждой столицы история так сложна, как у Берлина. Фактически это было два города, которые с 1961-го, момента постройки Стены, а на самом деле даже с 1949-го, когда была создана ГДР, и до объединения в 1989-м развивались самостоятельно, жили параллельными жизнями. Объединившись, они взяли с обеих сторон лучшее. Восток вложился в общее дело не слишком пострадавшей в войну архитектурой: Пренцлауэр-Бергом – заповедником старины, древнейшей в городе готической Николаикирхе, пятикупольным Кафедральным собором посреди Музейного острова и самим островом, куда вернулась после восстановления Нового музея коллекция Египетского музея с головкой Нефертити и где стоит музей Пергамон. Хотя есть на востоке и изломанный деконструктивистский Еврейский музей, который построил Даниэль Либескинд.

Запад же, очень пострадавший от бомбежек и имевший огромные опустевшие после войны территории, на десятилетия превратился в экспериментальную площадку для современных архитекторов и скульпторов-монументалистов. То, что в других столицах надо было пробивать, здесь изначально позволялось. Этот симбиоз классики и смелого, безоглядного авангарда подарил город, в котором хорошо жить и есть на что смотреть.

Головка Нефертити сейчас украшает Новый музей. ФОТО: DEPOSITPHOTOS.COM

Дворец на Западе

Следует объяснить, что Берлин, в 1451-м потерявший статус вольного ганзейского города, стал резиденцией бранденбургских правителей и до 1918 года им правила одна и та же династия Гогенцоллернов, последовательно возделывавшая свой сад. Их представители последовательно меняли титулы маркграфов Бранденбурга на королей Пруссии и в конечном итоге превратились в императоров Германии. Чтобы сразу с ними разделаться, рассказ о берлинской архитектуре лучше начать с Шарлоттенбурга – не одноименного района, до которого мы еще дойдем, а барочного дворца, заложенного в 1701 году Фридрихом I (он же Фридрих III в нумерации Великой Римской империи). Тогда дворец назывался Литценбург. И обживал его уже Фридрих II (Великий), просветитель и военачальник, переписывавшийся с Вольтером.

На фоне дворцов под Петербургом эта превращенная в музей резиденция с высоким куполом по центру не поражает роскошью, как и город в целом. Немцы не склонны к излишествам. Но вместе с великолепным парком – огромным, в котором нетрудно заблудиться, – дворец все же напоминает, откуда что взялось.

В бытность Берлина разделенным городом во дворце Шарлоттенбург размещался уже упомянутый Египетский музей, эвакуированный с Востока. Дворец остался редким памятником на Западе, не пострадавшим в войну, но сохранившим о ней память. Напоминания о ней можно найти в личных покоях Фридриха в дворцовом флигеле. Это несколько живописных панно, кисти в том числе Георга Венцеслауса фон Кнобельсдорфа, архитектора Государственной оперы на Унтер-ден-Линден, до войны висевшие на том же Бульваре-под-липами, но в Курляндском дворце – в нем располагалось посольство СССР. Из дворца, купленного Николаем I, – это было первое посольство России за рубежом, – панно вывезли после того, как резиденцию покинули советские дипломаты. Дворец разбомбили, новое посольство на том же месте, по желанию Сталина, сделали самым большим представительством СССР в Европе, а панно остались невостребованными и заняли место погибших в войну в кабинете короля.

У ворот

Бранденбургские ворота стоят со времен, когда город опоясывала каменная стена. ФОТО: STOCK.ADOBE.COM

Другая важная точка, связанная с именем короля, только уже Фридриха Вильгельма II, – массивные Бранденбургские ворота, стоящие тут с XVIII века, когда город опоясывала каменная стена. С одной стороны к воротам подходит Унтер-ден-Линден с вплотную примыкающей к ней Паризер-плац (Парижской площадью), на которой стоит старый знаменитый отель «Адлон» и деликатно вписанная в пространство между воротами и «Адлоном», закрытая стеклом штаб-квартира DZ Bank. Не проходите мимо – в это прекраснейшее творение студии Gehry Partners, осененное гением великого деконструктивиста Фрэнка Гери, стоит хотя бы заглянуть через стекло, чтобы рассмотреть атриум с кривыми полом и потолком (стеклянными), через который солнце освещает деревянные аркады внутри.

Вместо блошиного рынка

Продолжая тему современной архитектуры, следует переместиться на Потсдамер-плац. В Западном Берлине разрушенная войной Потсдамская площадь представляла собой блошиный рынок. После объединения, 21 июля 1990-го, здесь состоялся исторический концерт Pink Floyd, исполнивших The Wall, и постепенно площадь стала превращаться в самую крупную в Европе стройплощадку. На фоне возводящихся одновременно небоскребов Sony и Daimler-Benz работал первый в истории, установленный еще в 1920-е годы компанией Siemens, светофор.

ФОТО: SHUTTERSTOCK.COM

Три главных небоскреба, построенные Ренцо Пиано, Хансом Колльхоффом и Хельмутом Яном, вместе с куполом, объединяющим пространство, и фонтаном формируют ансамбль площади. Здесь всегда народ – не только благодаря свободному вайфаю и Берлинскому кинофестивалю, проходящему в Сони-центре (там же устроен выдающийся Музей кино). Это один из деловых и торговых центров города, но здесь легко почувствовать себя своим. В каком-то смысле это место – символ Берлина, самой не снобской и гостеприимной столицы. Как будто нашлась страна, сумевшая переработать ошибки прошлого и выучить уроки.

Первым объектом памяти жертв войны была инсталляция Кристиана Болтански «Потерянный дом» (1990). Сейчас о катастрофе в городе напоминает каждый камень

Тут были свои гении места. В 1930–1923 гг. великий Эрих Мендельсон построил десятиэтажный Колумбус-хаус, сгоревший в 1950-х. Но уже в начале 1960-х рядом начали обустраивать культурный центр Западного Берлина. В 1963-м на продолжающей Потсдамер-плац Кемпер-плац Ганс Бернхард Шарун построил здание Берлинской филармонии – отливающий золотом асимметричный пятиугольник, первое сооружение будущего Культурфорума, в котором, помимо филармонических залов, открыли и Новую национальную галерею. Это один из лучших музеев изобразительного искусства в мире, и, в отличие от большинства таких музеев, здесь не бывает толп.

Здание Берлинской филармонии авторства Ганса Бернхарда Шаруна. ФОТО: SHUTTERSTOCK.COM

Камни преткновения

К Потсдамер-плац ведет путь, начинающийся сразу за Бранденбургскими воротами, от Улицы 17 июня. Там же рядом Рейхстаг с приделанным к нему Норманом Фостером стеклянным куполом. Дальше по бывшему Шарлоттенбургскому шоссе, идущему через бесконечный лес (это и есть Тиргартен, охотничьи угодья Фридриха Великого), – пафосная Колонна Победы, поставленная в 1864-м в честь победы Пруссии над Данией и прозванная в народе Золотой Эльзой.

За воротами иногда проводят концерты. Год назад, к примеру, Кирилл Петренко, возглавивший Берлинский филармонический оркестр, исполнил бетховенскую 9-ю симфонию. Видеопроекции на Бранденбургские ворота позволяли зрителям, сидевшим на асфальте, видеть детали, «Ода к радости» наполняла их сердца счастьем, заставляя забыть о трагедии, о которой в Берлине напоминает каждый камень.

Ближайшие такие камни – 2700 разновеликих бетонных блоков, составляющие вместе с подземным музеем Мемориал памяти погибших евреев Европы (автор – деконструктивист Питер Айзенман). Мемориал открыли в 2005-м, но он лишь один из многих, напоминающих о Катастрофе и покрывающих, кажется, всю карту Берлина. Везде вы натыкаетесь на Stolpersteine («камни преткновения»), придуманные в 1996 году скульптором Гюнтером Демнигом. Это вмонтированные в брусчатку рядом с домом, где жила жертва, бетонные кубики 10 х 10
х 10 см, покрытые полированными медными пластинами. На пластине выбиты имя, дата депортации и место гибели. Камни послужили прообразом нашего «Последнего адреса», и Демниг тоже хотел их поначалу устанавливать на дома, но тогда пришлось бы спрашивать разрешения владельцев. К тому же многих домов нет. А против тротуара муниципалитеты не возражают. Камни распространились по всей Германии и Австрии, они есть во Франции, в Польше, Чехии и на Украине. Но в Берлине их тысячи, напоминающих о тех, кто жил по соседству.

И памятников им сотни. Проходя мимо Университета Гумбольдта, обратите внимание на окно в брусчатке: под ногами – пустые книжные полки. В 1933-м здесь по приказу Геббельса сожгли 20 тысяч книг, написанных евреями. На Коппенплац не пройдите мимо сквера с «Покинутым пространством»: концептуальная скульптура напоминает об изгнании – стол, опрокинутый стул. Выходя из метро на станции «Хаузфогтайльплатц», вглядитесь для начала в ступеньки: на каждой по имени. Это имена погибших модельеров, живших вокруг. На улице вы увидите три зеркала, наклоненные друг к другу и обращенные к небу: это завершение мемориала уничтоженным нацистами модным домам, принадлежащим неарийцам.

Штаб-квартира DZ Bank осенена гением деконструктивиста Фрэнка Гери. ФОТО: SHUTTERSTOCK.COM

И никакого пафоса, конных статуй, заломленных рук… Фантастический монумент памяти погибших цыган рядом с Рейхстагом, открытый в 2012-м: круглый бассейн с темным дном, отчего вода кажется черной, а вокруг плиты с названиями концлагерей, где уничтожали цыган, и хронология процесса. Недалеко и памятник погибшим геям: скандинавские художники Элмгрин и Драгсет сделали его в 2008-м в виде бетонного куба высотой 3,6 м, с окошком, в котором можно увидеть короткое видео: целующихся мужчин или женщин.

А первым концептуальным объектом памяти жертв войны можно считать инсталляцию Кристиана Болтански «Потерянный дом», появившуюся в 1990-м на Гроссе-Гамбургер-штрассе, на месте разбомбленного в 1945-м дома. На брандмауэры соседних уцелевших домов он прикрепил таблички с информацией о погибших жителях. С именами депортированных жильцов и тех, кто пришел на их место и скоро погиб.

От Шарлоттенграда до Кройцберга

Если Потсдамер-плац – новый центр на западе Берлина, то торговая Кудам (Курфюрстендамм) – старый. Сохранившая немногочисленные старинные здания, она в основном была застроена в 1960–1970-х. Невыразительность фасадов деловых зданий, занятых внизу магазинами, компенсируют вывески. Ближе к станции Zoo каждый вновь прибывший замечает старую церковь со срезанным шпилем – оставленную как память. И тут на память приходит фраза из написанной в Берлине книги Виктора Шкловского «Zoo, или Письма не о любви»: «Русские ходят в Берлине вокруг Старой кирки, как мухи летают вокруг люстры».

Писано в 1923-м, в эмиграции, которая была тяжела, а Берлин был полон эмигрантов из покрасневшей России. «Дома одинаковые, как чемоданы, – писал Шкловский. – По улицам ходят дамы в котиковых пальто и в тяжелых кожаных ботах, а среди них ты в мышином пальто, отделанном котиком». Район Шарлоттенбург тогда эмигранты переименовали в Шарлоттенград. Не так уже много осталось от него после войны. Больше осталось от Кройцберга, долгое время запущенного, а теперь весьма респектабельного и при этом сохранившего вольный дух. Именно там можно найти уголки, напоминающие Париж. Лучшее из них – набережная канала Пауль-Линке-Уфер, где ивы склоняются к воде, и в хорошую погоду можно сидеть на траве.

О самых интересных путешествиях читайте в MY WAY.

Текст: Ирина Мак

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ

Ikos Olivia – после частичной реконструкции

Один из лидеров на рынке роскошного отдыха по системе «все включено», Ikos Resorts представил г...

ПОДРОБНЕЕ

Новые виллы посреди пустыни ждут гостей

Оазис спокойствия, курорт Bab Al Shams Desert Resort & Spa, расположен посреди пустыни и пр...

ПОДРОБНЕЕ