Сокровища забытой империи

Когда-то Португалия была одним из самых могущественных государств в мире, а ее богатства, привезенные со всех краев земли, поражали и вызывали зависть у Испанцев и Англичан. В музеях Московского Кремля открылась выставка, где можно вспомнить об эпохе великих географических открытий.

ФОТО: ФГБУК «Государственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль»

Все мы помним, что Америку открыл итальянец Колумб, правда сделал он это на испанские деньги, возглавив флотилию испанских судов. А вот Африканский континент открыли португальцы. И до Индии они первыми доплыли, и до Китая. Могущество Португалии на морях было так велико, что в 1493 году папа римский издал специальную буллу, согласно которой Португалии переходили все земли восточнее к востоку от меридиана, лежащего между островами Азорского архипелага и островов Зеленого мыса, а Испании – все земли к западу. Речь шла как об уже разведанных территориях, так и о грядущих открытиях. «Папский меридиан», передвинутый чуть западнее по Тордесильясскому договору следующего года, как оказалось позднее, пересек Южную Америку в районе современной Бразилии. Именно поэтому эта страна – единственная в Латинской Америке, где говорят по-португальски, а не по-испански. Португальцам достались Индия, Филиппины и другие богатейшие территории. Позже, кстати, еще выяснилось, что Земля круглая, поэтому в 1529 году испанцы и португальцы подписали договор, который провел вторую разграничительную линию по Тихому океану. Одно из самых сильных и богатых государств мира, Португальское королевство в конце XVI века пришло в упадок, а Англия и Голландия, которым было все равно, что там папа римский когда-то подписал, отхватили огромный кусок от его колоний. Былого могущества уже никогда не вернуть, однако в музеях и библиотеках Португалии осталось огромное количество документов и произведений искусства, которые свидетельствуют о той великой эпохе.

Дороже золота

Самый ценный с исторической точки зрения экспонат выставки – это Тордесильясский договор – документ, который когда-то поделил земной шар на две половины между испанцами и португальцами, как будто других народов и не существовало. А ведь в 1494 году, на момент подписания этого документа, в плане межконтинентальных путешествий так и было! На пергаменте, подписанном в кастильском городе Тордесильяс, стоят автографы испанских монархов Изабеллы Кастильской и Фердинанда Арагонского, а также испанского короля Жуана II. Благодаря этому договору, немного подкорректировавшему папскую буллу предыдущего года, португальцы получили под свою власть Гоа, Цейлон и другие азиатские территории. А конкистадоры начали покорять Латинскую Америку – и никто никому не составлял ненужной конкуренции. Самое забавное: оба названных католических государства считали, что эти колонии переходят к ним в вечное владение. Однако «вечность» продлилась недолго.

Выставка в Музеях Кремля

ФОТО: ФГБУК «Государственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль»

Твердь небесная

В числе знаковых предметов, представленных на выставке в Кремле, – позолоченный медный глобус с изображением небесной сферы, изготовленный немецким мастером XVI века Кристофером Шисслером. Сам прибор, снабженный еще и часовым кругом, украшен едва различимыми фигурами зверей и людей. Это изображения зодиакальных созвездий, выполненные по рисункам Альбрехта Дюрера. Глобус был частью королевской коллекции – вероятно, один из португальских монархов заказал его в Германии либо же получил в качестве подарка. Между прочим, владение подобными небесными сферами в Португалии было большой привилегией – король Мануэль I в 1504 году специально запретил создание «карт мореплавания» и глобусов, как земных, так и небесных, чтобы лучше сохранять тайные знания о далеких землях.

Бриллиантовый живот

Картин на выставке на самом деле мало, и большой художественной ценности они не представляют – только историческую. Действительно, намного больше о португальской морской торговле рассказывают многочисленные украшения, представленные в витринах. Ведь Индия, а потом и Бразилия веками были теми странами, откуда в Европу ввозились почти все разновидности драгоценных камней (африканские алмазы появились на рынке намного позже). Алмазы, топазы, изумруды и другие минералы сверкают и завораживают. Среди любопытных экспонатов – корсажная брошь stomacher. Образцов этого вида ювелирных изделий в мире сохранилось крайне мало. Дело в том, что, как видно по портретам XVII–XVII веков, эти треугольные броши были гигантскими и занимали почти всю переднюю плоскость корсажа. В последующем столетии, когда мода на них прошла, в основном они были разобраны для изготовления других украшений. Ажурное изделие из золота и серебра усыпано многочисленными бриллиантами, возможно, добытыми в Гоа – столице португальской Индии.

ФОТО: ФГБУК «Государственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль»

Латунный воин

Статуэтки, которые создавались в Бенине из железа, латуни и других неблагородных металлов, считаются вершиной африканского искусства. Долгие годы африканские государства борются за возвращение их из английских коллекций на родину – увы, безрезультатно. Зато мы можем увидеть одну из подобных работ, хранящихся в Британском музее. Она изображает не местного божка, а португальского солдата с арбалетом и в стальном шлеме. Любопытно, что европеец, возможно, выступает здесь не в роли захватчика: некоторые из них сражались в качестве наемников в конфликтах бенинских царей. Статуэтки такого типа ставились на алтарях предков во дворце правителя, чтобы подчеркнуть его власть и авторитет.Выставка в Музеях Кремля

Торговые ряды

Загадка этих парных картин была расшифрована в 2009 году – до этого никто не знал, что именно изображено в этих жанровых сценках. Оказалось, что это Руа Нова душ Меркадореш, «Новая улица Торговцев» в Лиссабоне, разрушенная во время масштабного землетрясения 1755 года. Она написана в том виде, который имела в конце XVI века, когда здесь жили самые процветающие купцы Португалии, торговавшие с Бразилией и Востоком. На картинах изображены торговцы, носильщики с тюками, рабы с экзотической внешностью. Любопытная деталь из истории этих картин – до XIX века они составляли единое целое, длинный фриз. Однако очередной его владелец – художник-прерафаэлит Данте Габриэль Россетти – без какого-либо почтения к произведению искусства разрезал работу пополам, потому что она не помещалась на стену его дома.

Выставка в Музеях Кремля

ФОТО: ФГБУК «Государственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль»

Ажурные драгоценности

Среди украшений, представленных на выставке, достаточное число предметов, созданных в XVIII веке. Португалия тогда уже не играла важной роли в торговле с Востоком, однако сохраняла контроль над Бразилией, императором которой считался ее король. Кстати, во время наполеоновского нашествия тогдашний монарх Португалии сбежал в Латинскую Америку, а европейскую корону отдал сыну. В 1730-х годах в Бразилии были открыты обширные месторождения топазов и других полудрагоценных камней. Самоцветы хлынули на европейский рынок. Если раньше основное внимание ювелиры уделяли массивной оправе, то теперь, имея под рукой массу недорогих, но красивых камней, они начали создавать воздушные, будто кружевные гарнитуры – что вполне соответствовало эпохе наступающего стиля рококо.

 

О самых интересных выставках, концертах, аукционах и других значимых событиях из мира искусства читайте в MY WAY.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ

Cora Cora Maldives восстановит кораллы

Мальдивский пятизвездочный курорт Cora Cora Maldives объявил об успешном запуске пятилетней кру...

ПОДРОБНЕЕ

Ikos Olivia – после частичной реконструкции

Один из лидеров на рынке роскошного отдыха по системе «все включено», Ikos Resorts представил г...

ПОДРОБНЕЕ