Музейные стройки и реконструкции идут сегодня в разных частях света, но самые фантастические архитектурные новости вновь приходят с Ближнего Востока: сюда съезжаются не только шедевры искусства с мировых аукционов, но и ведущие архитекторы, задача которых – эти вещи достойно «обрамить». Открытия футуристических строений в новом году ждем в Дохе и Дубае, а за более спокойными архитектурными решениями, но не менее впечатляющей начинкой отправимся в Берлин, Дессау и Вену.
Национальный музей Катара, Доха
Для Катара, одного из крупнейших поставщиков нефти и газа, XXI век стал временем своего рода европеизации и открытия миру. Смена руководства страной в правящей династии вывела на общественно-политическую сцену таких прогрессивных героев, как Шейха Моза бинт Насер аль-Миснед. С ее легкой руки легендарный Притцкеровский лауреат Йо Мин Пэй построил здесь новый Музей исламского искусства. Позже открылся и Катарский парк науки и технологий, местная «Кремниевая долина». В 2018-м завершено строительство Национальной библиотеки по проекту бюро Рема Колхаса OMA, а новости о паблик-арт программе, в ходе которой монументальная современная скульптура (от Ричарда Серра до Дэмиена Херста) занимает общественные пространства, поступают едва ли не каждую неделю.
Но самое масштабное событие в культурологическом ряду намечено на март этого года – в столице откроется Национальный музей Катара, который спроектировал Жан Нувель, автор нашумевшего Лувра Абу-Даби.
В Дохе архитектор предложил, сохранив старое здание музея – дворец Аль-Тани, окружить его «легкими» связанными павильонами в духе арабской архитектуры, с отсылкой к местным материалам и ландшафту. Комплекс, напоминающий с воздуха полигон летающих тарелок, выполнен из песчаника и волокнистого бетона, символизирующих пустыню. Крыши и фасады сверкают стеклом и сталью – отсылка к глади Персидского залива.
Коллекция искусства, которая будет доступна публике, не менее впечатляюща – за последние 15 лет местные шейхи не раз «взрывали» эфир гигантскими суммами: $250 млн они выложили только за одну из версий «Игроков в карты» Поля Сезанна. В собрании представлены все великие имена искусства XX века, от Густава Климта, Марка Ротко и Василия Кандинского до Энди Уорхола и Дэвида Хокни.
Музей Баухауса, Дессау
Маленький Дессау на северо-востоке Германии можно считать настоящей альма-матер Баухауса. Именно сюда из Веймара в 1925 году переехала основанная Вальтером Гропиусом Высшая школа строительства и художественного конструирования, ставшая ярким новатором в модернистской архитектуре и имеющая огромное влияние и сегодня.
В городке фактически находится архитектурный музей этого направления под открытым небом: здесь и здание самого учебного заведения, и целый экспериментальный район «рационального строительства» Torten, и виллы учителей школы, и, конечно, эмблематичный павильон Kornhaus. До недавнего времени не было только собственно самого музея, посвященного школе и направлению, где можно было бы выставлять огромную коллекцию артефактов, собранную почти за сотню лет.
Здание нового музея построили за рекордные три года усилиями барселонского бюро Gonzalez Hinz Zabala, выигравшего международный конкурс. Строгий стальной параллелепипед со стеклянными фасадами с одной стороны отсылает к эстетике Баухауса, с другой – отвечает требованиям современности с идеями естественного освещения и корреляции с параметрами окружающей застройки. Открытие музея состоится 8 сентября 2019 года во время международных торжеств в честь 100-летия Баухауса.
Форум Гумбольдта, Берлин
Это, вероятно, самый дорогостоящий музейный проект в Европе последнего времени – смета строительства сегодня составила около €600 млн. По сути, немцы решили повернуть время вспять и восстановить на территории бывшего Восточного Берлина королевский дворец, разрушенный во время Второй мировой войны, а затем и вовсе снесенный коммунистами ГДР.
Огромное строение площадью 40 тысяч кв. м, спроектированное итальянским бюро Franco Stella, задумано как своеобразное продолжение знаменитого Музейного острова, где расположено несколько популярных институций. Три фасада барочного дворца восстанавливают по сохранившимся гравюрам и чертежам, а четвертый, обращенный к реке, должен стать «мостом» в современность.
Коллекция нового музея, названного в честь этнографа, географа и натуралиста Александра фон Гумбольдта, объединит два великих собрания – Музея Азии и Этнологического музея. Среди хайлайтс – древняя статуя Священного быка Нанди из Южной Индии; изображение Мадонны доколумбовой эпохи, сотканное из птичьих перьев; объекты из Африки, Австралии, Океании и других уголков мира за 2500 лет.
Огромное строение площадью 40 тысяч кв. м, спроектированное итальянским бюро Franco Stella, задумано как своеобразное продолжение знаменитого Музейного острова
Часть экспонатов уже сегодня можно увидеть на мини-выставках на Музейном острове. А полноценное открытие должно состояться не позднее 14 сентября, когда Александру фон Гумбольдту исполнится 250 лет.
Музей будущего, Дубай
В и без того фантастическом даунтауне Дубая, рядом с 828-метровым Burj Khalifa весной открывается Музей будущего (Museum of the Future – см. заглавное фото к статье). Постройка в форме кольца станет, вероятно, самым необычным архитектурным объектом и самым интерактивным музеем в мире. Эта очередная арабская «стройка века» началась в 2015 году, но уже три года спустя отдельные части музея открывались для предосмотра.
Отзывы увидевших «будущее» счастливчиков восторженные: одни уже успели поиграть с роботами, другие оценили разработки вживляемых в организм человека капсул всевозможного назначения, третьи – пребывание в виртуальном мире. Необычное 78-метровое здание (внутри семь этажей, шесть из которых – выставочные) спроектировал архитектор Шаун Килла. Концептуально оно состоит из трех частей: насыпного земляного холма, символизирующего знания, которыми уже обладает человечество; самого здания, форма которого говорит о наших представлениях о ближайшем будущем; и эллиптической пустоты – знаком инноваций и пока еще неразгаданных загадок. Экспозиция музея будет часто обновляться, а основная его функция и предназначение – стать научной площадкой для развития новейших технологий и их международных презентаций.
Постройка в форме кольца станет, вероятно, самым необычным архитектурным объектом и самым интерактивным музеем в мире
Музей современного искусства Kunstlerhaus, Вена
Новая институция на богатой музейной карте Вены появится осенью, но уже сейчас часть выдающейся частной коллекции Карлхайнца и Агнес Эссль, которая легла в ее основу, можно увидеть в знаменитом музее Albertina. Для последнего Kunstlerhaus станет новой площадкой для показа своих собраний современного искусства.
История коллекции супругов Эссль началась в 1950-х, когда у главы семейства дела его розничного бизнеса пошли в гору. Пара увлеклась искусством, начала присматриваться к своим современникам-австрийцам, а в 1990-х «доросла» и до международных художников, успев за несколько лет приобрести столько произведений уже ставших классиками современных авторов, что хватило на целый музей, который они сами построили и открыли в пригороде Вены в 1999-м.
Один из первых частных музеев Вены продержался 17 лет – два года назад чета приняла решение его закрыть, а часть собственного собрания – более 1300 произведений искусства – преподнести в дар музею Albertina, который уже много лет формирует коллекцию работ современников. Собрание было с благодарностью принято, а для его демонстрации государство передало Kunstlerhaus, необарочное здание в сердце австрийской столицы. Здесь уже идет реконструкция, и к концу года зрителям вновь станут доступны работы таких мастеров, как Ансельм Кифер и Алекс Кац, Уго Рондиноне и Джим Дайн, Герхард Рихтер и Синди Шерман, Тони Крэгг и Эрвин Вурм.
О самых интересных выставках, концертах, аукционах и других значимых событиях из мира искусства читайте в MY WAY.
Добавить комментарий