Шуваловский дворец
Начнем, пожалуй, с имен, которые сейчас особенно на слуху. 2020-й – год 100-летия со дня смерти знаменитого русского ювелира, поставщика Двора Его Императорского Величества, Карла Фаберже – отметился несколькими громкими выставками в Москве и Петербурге. Но, безусловно, главная роль в праздновании должна быть отведена частному Музею Фаберже, появившемуся на культурной карте России в 2013 году благодаря фонду «Связь времен» и лично Виктору Вексельбергу, который выкупил коллекцию яиц, принадлежавшую Малкольму Форбсу.
Понятно, что эта знаменитая коллекция составляет ядро экспозиции – и правда, возле этих шедевров, выставленных в Голубой гостиной, можно провести не один час, поражаясь не только редкостному искусству декоративной отделки, но и удивительной фантазии мастера. Вот самое первое, «простейшее» яйцо «Курочка»: внутри «скорлупы», покрытой непрозрачной белой эмалью, находится «желток» матового золота, а в нем – золотая курочка.
Музей Фаберже в Петербурге – это не только крупнейшая коллекция изделий фирмы Faberge, но и роскошные интерьеры Шуваловского дворца
В оригинале внутри курочки находилась еще и миниатюрная корона-кулон, но, увы, время ее не сохранило. А вот – «Коронационное» яйцо с заключенной внутри копией коронационной кареты Екатерины II.
Немало открытий ждет вас и в других залах музея-дворца, где представлены изумительные произведения мастеров, работавших как самостоятельно, так и под маркой Фаберже: Овчинникова, Хлебникова, Кузьмичева, Рюкерта и пр. Серебряные вазы, кубки, столовые сервизы, шкатулки с эмалью, рамки для фото и прочая драгоценная «галантерея» – это все достойно вашего посещения и восхищения. Не говоря уже об интерьерах самого дворца Нарышкиных-Шуваловых, тщательно воссозданных на средства фонда.
Фонтанный дом
Из окон Голубой гостиной, через Фонтанку, хорошо просматривается изящная, черная с золотом, решетка Фонтанного дома – такое название закрепилось за усадьбой графов Шереметевых еще с конца XVIII века. Сейчас во дворце располагается один из филиалов Санкт-Петербургского государственного музея театрального и музыкального искусства, а именно Музей музыки. Что вполне естественно, если вспомнить, например, одно из главных увлечений Шереметевых – крепостной театр. К слову, именно этот дом стал последним пристанищем легендарной крепостной актрисы Прасковьи Ковалевой-Жемчуговой, ставшей законной женой графа Николая Петровича Шереметева. Свежеотреставрированные залы второго этажа дворца посвящены истории знаменитого дворянского рода и полны мемориальных реликвий. Ну а залы первого этажа – царство музыкальных раритетов. Здесь представлена крупнейшая в России коллекция, основанная более ста лет назад начальником Придворного оркестра, бароном Штакельбергом. Соответственно, первыми ее экспонатами стали музыкальные инструменты, принадлежавшие императорской фамилии. Вот, например, уникальный русский роговой оркестр – его составляют охотничьи рога, каждый из которых издает лишь один звук определенной высоты. Или, к примеру, дипломатический подарок из Китая – собрание мощных гонгов. Апофеоз экспозиции – зал, где представлен целиком симфонический оркестр (в диапазоне от середины XVIII до середины XX века), а мультимедийная программа дает возможность услышать звучание каждого из инструментов в этой гигантской витрине.
До 12 февраля в музее проходит выставка «В круге Дягилевом. Пересечение судеб», подготовленная к фестивалю «Дягилев P.S.», – и это тоже отдельный повод наведаться в Питер. Портреты и фотографии Сергея Дягилева и его героев – от Анны Павловой до Михаила Фокина, от Габриэль Шанель до Вацлава Нижинского. Работы Репина, Бакста, Бенуа, Кокто, Пикассо, де Кирико, в том числе из заграничных музеев.
«Муха» имени Штиглица
Раз уж мы оказались в этой части Фонтанки, логично продолжить музейную тему в Соляном городке, где располагается Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия (в советские годы известная как Высшее художественно-промышленное училище имени Мухиной, или просто «Муха»), которой в 2010 году было возвращено имя ее спонсора – финансиста и промышленника, барона Штиглица. При академии было построено отдельное музейное здание – в его внутреннем убранстве воплотились чуть ли не все исторические стили. Только что вы были в расписном интерьере древнерусского терема и вдруг оказываетесь в папской галерее эпохи Возрождения. А после огромного двухъярусного выставочного зала под стеклянной крышей, с парадной лестницей, где под беломраморной скульптурой Штиглица фотографируются на память выпускники академии, перемещаетесь в Зал печей, «забитый под завязку» фантастическими изразцовыми шедеврами. Фарфор и мебель, текстиль и металл – здесь была собрана впечатляющая коллекция западноевропейского, восточного и русского декоративно-прикладного искусства XVII – XVIII веков. По мысли Штиглица, студенты-дизайнеры должны были учиться только на лучших образцах – и так происходит по сей день. Барону, вложившему в будущую академию, музей и его коллекции 11,5 млн рублей (по тем временам гигантская сумма), принадлежат такие слова: «Отец мой и я нажили все состояние в России; если она окажется несостоятельной, то и я готов потерять с ней вместе все свое состояние». Попасть в это уникальное место можно по предварительной записи на сайте академии.
Эрмитаж в Старой деревне
Наверняка вы бывали в Эрмитаже. Этот музей, один из крупнейших в мире, поистине неисчерпаем, и посещать его можно бесконечно, раз за разом выбирая новые залы и экспозиции. Но особое удовольствие доставит «гурманам» экскурсия в открытое фондохранилище, которое располагается в Старой деревне – историческом районе на правом берегу Большой Невки, где по последнему слову музейной науки строится масштабный инновационный реставрационно-хранительский центр. Площади хранилища позволяют показать прежде никогда не выставлявшиеся экспонаты, например, шатер-палатку, подаренную Екатерине II турецким султаном Селимом III после подписания Ясского мирного договора. Более 200 лет она пролежала никак не востребованной, а сейчас, закрепленная на специальной конструкции, предстает во всей красе. Изнутри ее кашемировые «стены» и «потолок» покрывает богатая вышивка золотом, а снаружи – незаметный, не привлекающий внимания неприятеля, слой довольно тусклой желтой ткани. Выше упоминалась копия коронационной кареты Екатерины II – как сюрприз яйца Фаберже. А здесь, в Старой деревне, в зале карет, можно увидеть оригинал.
Безусловно, очень большой интерес вызывает галерея костюма – от туалетов Петра (включая некий прообраз ушанки!) и военных платьев-мундиров Екатерины до коронационного платья Александры Федоровны и шедевров современных дизайнеров. Фондохранилище принимает гостей по предварительной записи на сайте Эрмитажа.
Новая Голландия и Эрарта
Знаете ли вы, откуда пошло выражение «Не лезь в бутылку»? Отсюда! Здесь, на островке, образуемом Мойкой, Крюковым и Адмиралтейским каналами, где сохранилась историческая застройка бывшей петровской верфи, со складами и амбарами для хранения корабельного леса, находилась тюрьма для моряков, за круглую форму прозванная в народе «Бутылкой» («не лезь в «Бутылку», то есть «не нарывайся, реагируй адекватно, а то…»). Сегодня это здание – среди главных центров притяжения парка «Новая Голландия». Вместо бывших арестантских – четко зонированное общественное пространство: на первом этаже – череда модных баров и кафе, на втором – бутики (от футболок до винила), книжные лавки и студия радиостанции NHI FM, на третьем – фитнес, йога и красота, включая студию современного танца Context Дианы Вишневой.
Зимой в «Новой Голландии» заливают большой каток, где для каждого дня недели предлагается свой конкретный аудиоряд, и предоставляют массу удовольствий «апре-ски», в том числе правильный глинтвейн в ресторане Kuznyahouse и креативную «Павлову» в Cococo bistro – новый проект Матильды Шнуровой. Кстати, приобщиться к творчеству ее бывшего супруга и увидеть «те самые» лубутены, выставленные перед желтой рубашкой D&G работы Сергея Шнурова, можно в частном музее Эрарта.
Название Музея Эрарта образовано из слов era и arta, что означает «время искусства». Это самый крупный частный музей современного искусства в России
Все пять этажей бывшего здания НИИ на 29-й линии Васильевского острова отданы современному искусству. Вереница питерских слонов от Николая Копейкина и модель биполярной активности Дмитрия Каварги, сиреневые джунгли инсталляции «Вишневый сад» и фантастические шляпки Филипа Трейси – здесь можно незаметно провести весь день.
Каток у моря
Можно кататься с видом на Адмиралтейский канал, а можно – с видом на Финский залив, в «Севкабель Порту». Правда, это удовольствие не для хлюпиков – здесь в полную силу можно ощутить, что Петербург – город у моря: суровые ветра задувают не по-детски. Но эстетически это просто праздник для глаз, особенно когда сгущаются сумерки, зажигается подсветка, и «волшебный лес, устроенный в центре катка, становится то красным, то синим, то зеленым. Плюс к этому – роскошная панорама залива, гавани и вантового моста, по которому проходит ЗСД – участок скоростной магистрали Северной столицы. Если вам повезет с погодой, приезжайте сюда полюбоваться закатом. Прогуляетесь вдоль пешеходной набережной с самой длинной в городе «барной стойкой», перенесетесь в новую реальность благодаря иммерсивной аудиовизуальной инсталляции Arrival (с 25 декабря по 24 января в Кабельном цехе), а может, даже сварите крафтовое пиво в здешней пивоварне. Само собой, «Севкабель Порт» – это еще и отличная площадка для концертов, фестивалей, выставок и прочих радостей жизни. Появилось это общественное пространство при поддержке одноименного завода, прежде занимавшего площади по обе стороны Кожевенной линии Васильевского острова, а теперь уступившего креативному кластеру свои «приморские территории».
«Ленрезерв»
На бывших производственных площадях расположилась и выставка патриотического объединения «Ленрезерв» – уникальной частной коллекции, в которой собраны многочисленные реликвии военного времени: от автомобилей до личных писем блокадников. Собственно, вся огромная экспозиция в бывших цехах завода на Выборгской стороне – настоящий гимн великому городу, выдержавшему колоссальное испытание блокадой.
Тут даже не надо разъяснений гида – достаточно вчитаться в строки писем или записей медицинских журналов, зафиксировавших истощение как причину смерти. Или увидеть продуктовые карточки (на 5 г масла в день). Или разглядеть на фото капустные грядки в Исаакиевском сквере. Страшный голод и чудовищный быт – но при этом театральные премьеры, концерты, выпуски художественной литературы, вновь открытые храмы (о подвиге духовенства во время войны – опять-таки только документы, никаких домыслов). Город изо всех сил продолжал жить – эта невероятная энергия и воля к жизни поражают и воодушевляют. Посетить выставку можно только с экскурсией, по предварительной записи.
Остров фортов
Еще одно место славной российской истории – Кронштадт, где с недавнего времени реализуется проект «Остров фортов». В планах организаторов – превращение некогда закрытого города-порта в современный рекреационный кластер с парками, музеями, выставочными пространствами и образовательными проектами, объединяющей темой которого станет история Военно-морского флота России. Старинные форты, строившиеся здесь с петровских времен, по замыслу авторов проекта будут отреставрированы, «музеефицированы» и приспособлены для самого разнообразного досуга.
Достаточно сказать, что здесь будут построены яхтенная марина и морской порт, а к форту «Император Александр I», связь с которым сейчас осуществляется только по воде, будет проложена канатная дорога. Но это дело нескольких ближайших лет.
Морской собор святителя Николая Чудотворца — последний и самый крупный из морских соборов Российской империи — был задуман как храм-памятник всем погибшим морякам
А пока сюда приезжают надышаться свежим балтийским ветром в тени яблоневого сада, прогуляться по Аллее героев российского флота, рассказывающей о его 300-летней истории, и почтить память погибших моряков в грандиозном Морском Никольском соборе Кронштадта, куда от «Острова фортов» всего несколько минут езды.
О самых интересных путешествиях читайте в MY WAY.
Добавить комментарий