Каждое второе воскресенье июня в местечке Шантильи в 40 км от Парижа проходят скачки Prix de Diane Longines – для конного мира мероприятие того же уровня, что и Royal Ascot и Dubai World Cup: это соревнование 1-й группы (высшая ступень) мирового первенства среди кобыл-трехлеток. Но сюда охотно едут даже те, кто скачками мало интересуется, ведь сама усадьба представляет собой музей под открытым небом и в роскоши соперничает с Версалем, а по ценности коллекции уступает только Лувру. Впрочем, культ лошадей в Шантильи повсюду – его называют «конной столицей» Франции, и вот почему.
Все принцы из рода Конде, в чье владение поместье перешло в 1632 году, были ценителями прекрасного. Они окружали себя известными архитекторами, живописцами и поэтами, каждое поколение вносило в благоустройство усадьбы свою лепту, и со временем Шантильи превратился в один из красивейших архитектурных ансамблей Иль-де-Франс, уступая Версалю просто в силу субординации (Конде были хотя и принцами крови, но все-таки боковой линией Бурбонов). Главный замок, вобравший в себя элементы готики и барокко, производит впечатление сказочной декорации. Но не меньше поражает воображение и ландшафтный парк, раскинувшийся на территории 8000 га, – творение гениального Ленотра. Здесь вам и классический французский парк, и английский сад, и цветочные лабиринты, и фонтаны с водными каскадами, и дикий лес с оленями, и пруды с лебедями, и даже декоративная деревня в крестьянском стиле Le Hameau с водяной мельницей. Русскому взгляду многое в этом парке кажется очень знакомым. В 1783 году во время путешествия по Европе здесь гостил великий князь Павел Петрович, будущий император Павел I. Он был настолько очарован родовым гнездом Конде, что выразил желание иметь чертежи всего, что видел в Шантильи, а позже воспроизвел многие идеи Ленотра у себя в Гатчине.
И раз уж мы затронули историю усадьбы – небольшая ремарка. Музей Конде славится богатейшей коллекцией картин, скульптуры, фарфора, старинных книг (среди 30 000 фолиантов хранится и первое печатное издание – Библия Гутенберга), но никогда не отдает предметы своей коллекции на выставки вне стен замка. Если хотите увидеть подлинники Филиппино Липпи, Рафаэля, Боттичелли, Ватто, Пуссена, ван Дейка, Делакруа, Энгра, то это можно сделать только здесь, приехав лично.
Но вернемся к конной ипостаси Шантильи. Самый экстравагантный представитель династии, Луи Анри де Бурбон, седьмой принц Конде, был страстным лошадником и приверженцем входившей тогда в Европе в моду доктрины о переселении душ. Уверовав, что в следующей жизни станет лошадью, он велел построить не просто конюшни, а настоящие дворцы, в буквальном смысле слова для себя. Здания, возведенные в 1717–1735 годах по проекту Жака Обера, действительно напоминают резиденцию королей, весь комплекс был рассчитан на 200 лошадей, 500 собак и огромное количество слуг и егерей. Главный корпус конюшен (186 м в длину) с огромным куполом и высокими арочными окнами украшен крылатыми фигурами, несущими герб Конде. Интерьеры не менее величественны: кругом лепнина, тонкая ковка, расписные потолки, хрустальные люстры. Никто и никогда в мире не держал свои табуны в подобной роскоши, даже эмиратские шейхи – денники больше похожи на кабинеты для спа-процедур, нежели на загоны для животных. Вот только вместо паркета на полу опилки. Да-да, здание используется по прямому назначению, здесь до сих пор живут благородные скакуны. Кто знает – а что если какой-то из них и вправду принц?
В 1982 году в Шантильи открылся «живой» Музей лошади, который возрождает вековые традиции: здесь работает Высшая школа верховой езды и круглый год устраиваются различные конные представления и турниры, главными из которых являются, конечно, скачки Prix de Diane Longines. Приз Дианы никак не связан с принцессой, известной как Леди Ди. Эти скачки проходят с 1843 года и названы в честь богини охоты, которая в римской мифологии покровительствует также растительному и животному миру.
Дресс-код в Шантильи не такой строгий, как в Аскоте: мужчины не обязаны надевать фрак, а дамы традиции являться в шляпках следуют и без напоминаний – гений места к тому располагает. В связи с этим антураж, который часовая компания Longines, генеральный спонсор и официальный хронометрист скачек, создает для своих гостей, пришелся корреспонденту MY WAY особенно по душе. Престижных скачек в моей жизни было немало, вот только все происходящее за пределами ипподрома – саму дорогу до места, пробки и транспортные проблемы – в памяти не хранишь, рутина. Здесь же твой день продуман так, чтобы каждый шаг приносил удовольствие. Арендованный Longines ретропоезд за полчаса доставляет приглашенных от парижского Gare du Nord на вокзал Шантильи. Затем публике подают старинные экипажи, запряженные четвериками, чтобы красиво подкатить к ипподрому. Именно под цокот копыт в полной мере осознаешь всю эстетику, заложенную в подобные мероприятия века назад: трепетание вуали на шляпке так естественно на рыси, но не на автомобильной скорости! Согласитесь, прибытие в Шантильи, обставленное чуть ли не с той же пышностью, как любили принцы Конде, с удовольствием будешь вспоминать и годы спустя.
В 2018 году Приз Дианы разыгрывается 17 июня. Обычно ипподром Шантильи собирает более 30 000 зрителей. Пакеты услуг для публики предлагаются на самый разный кошелек, от готовой корзинки со снедью для пикника на газоне в секторе Diane’s Village до приватных шатров с изысканным обедом и трансфером на вертолете. В течение всего дня организаторы высматривают самую интересную шляпку, владелица которой получает специальный приз. И между прочим, на ипподроме до вечера дежурят парикмахеры, готовые в любую минуту оказать помощь дамам, прическа которых невзначай растрепалась. Французы есть французы!
Всего в программке девять скачек, за главный трофей – и в этом тоже посвящение женскому божеству – борются только кобылы-чистокровки. Дистанция составляет 2100 м, призовой фонд – €1 млн. Помимо денежного вознаграждения, жокей, тренер и владелец лошади получают часы из новой коллекции Longines Master.
О самых интересных выставках, концертах, аукционах и других значимых событиях из мира искусства читайте в MY WAY.
Добавить комментарий